Многие родители полагают, что если дети не успевают в школе и отсутствует желание учиться — виноват учитель, который просто не смог заинтересовать ребёнка, найти к нему индивидуальный подход. На самом деле, такое мнение неверно. Для успешной учебы, еще необходимо многое сделать и подготовить ребёнка к школе. И помочь в этом должны именно родители. Появление интереса к получению новых знаний формируется еще задолго до поступления в первый класс. Какую мотивацию на учебу детей разного возраста считать правильной и какие действия запрещены — расскажет MedAboutMe.
Дети 3-5 лет — «почемучки»
Дети этого возраста интересуются буквально всем: почему трава зеленая, а небо голубое, откуда берутся дети и почему некоторых находят в капусте, а других приносит аист. Вопросы не иссякают долгое время. И часто таких детей называют «почемучками». Родители должны набраться терпения и удовлетворить интерес малышей, отвечая на вопросы как можно более развернуто, красочно и, главное, языком ребёнка для лучшего понимания.
Получение новых знаний и ответы на интересующие вопросы будут стимулировать мозговую активность, развивать мышление, ведь необходимо выстраивать причинно-следственные связи, стимулировать воображение.
В возрасте «почемучек» дети получают бесценный опыт общения с родителями и другими взрослыми. Благодаря ответам на волнующие вопросы, способности найти ответ на любой поставленный вопрос, решить любую задачу и найти выход из создавшейся проблемы, родители становятся неоспоримым авторитетом в глазах детей.
Главное, чтобы родители отвечали на вопросы ребёнка с удовольствием, ведь понимание того, что быть любознательным и стремиться все знать — правильное направление, сопровождаемое родительским одобрением.
Частые отговорки родителей «ты сейчас не поймешь», «давай потом», «отстань» — мешают правильной мотивации ребёнка на успешную учебу в будущем.
Мотивация детей дошкольного возраста
В 5-6-летнем возрасте дети готовы получать конкретные знания, помогающие поступить в школу и успешно овладевать знаниями. Следуя многочисленным рекомендациям и практикам раннего развития, родители обучают ребёнка всем школьным навыкам. И как раз в это время могут формироваться основные проблемы — перегрузка еще не до конца оформленного аналитического аппарата головного мозга.
Есть мнение, что практика ранней подготовки к школе может быть опасной для ребёнка. Объяснить это можно анатомо-физиологическими особенностями: при перегрузке одной части головного мозга остальные могут страдать от дефицита энергии. Дети, загруженные занятиями, порой не умеют концентрировать и вовремя переключать внимание, регулировать свое поведение и сосредоточенность.
В итоге, в школу учиться приходят дети, которые умеют отлично читать, писать и считать, но не могут высидеть весь урок и концентрировать внимание на полученном задании.
Многие дети к 5-6 годам уже имеют представление о том, кем они хотят стать в будущем. Нередко выбранная стезя связана с любимыми героями книг, родителями, впечатлениями или даже модным веянием определенного возрастного периода. Так, в 70-80-х годах все мальчики хотели стать космонавтами. Именно такое понимание и появление желания, позиционирования себя в мире можно считать началом появления учебной мотивации. Иной раз мотивация на учебу идет не сколько от заинтересованности в определенном предмете, сколько в желании быть «самым лучшим в классе».
Но, если родители случайно ставят ребёнка в ситуацию под общим названием «неуспех», ребёнок страдает от завышенных ожиданий. И если у него формируется ощущение «не дотянул» — об успешной мотивации в дальнейшем не может быть и речи.
В полученной ситуации дети могут пойти по двум путям: развивать в себе практически полное невнимание к собственным действиям или же отказаться от веры в собственный успех и себя. Любой из выбранных сценариев станет негативным — мотивация сойдет на нет.
Родители, внимание: начальная школа
При поступлении ребёнка в первый класс меняется буквально все: режим дня, появляются новые друзья, приобретаются новые статусы, увлечения и приоритеты. Впервые в жизни ребёнка появляются качественно новые обязанности: если раньше в список обязанностей входило хорошо кушать, заправлять постель, то сегодня они значительно расширяются и меняются.
Любой образовательный процесс — это вызов ребёнку, и от умения преодолевать трудности будет зависеть итоговое обучение. Эта важная составляющая учебы должна закладываться и развиваться дома. И как раз на этом этапе могут формироваться основные ошибки.
Нередко от родителей можно слышать: «пока не сделаешь уроки — не пойдешь гулять/никакого компьютера/развлечений/отдыха». Таким образом, родители, сами того не понимая, оставляют ребёнка один на один с трудностями, которые, возможно, ребёнок не может решить самостоятельно. Превалирующему большинству детей на первых этапах обучения нужна родительская помощь: родители должны вовремя посадить ребёнка за уроки, организовать отдых, помочь найти нужные книги, информацию, да и просто поддержать.
Не стоит спешить винить учителей, которые не объяснили определенную тему — использовать полученные знания самостоятельно на первых порах бывает не просто. Достаточно вспомнить себя. Решая в классе на доске пример, он оказывался прост, а вот решить такой же, но с другими данными или с незначительно измененными условиями — порой бывало крайне трудно.
В каком бы классе ребёнок не был, ему всегда нужна помощь и поддержка. Если говорить ребёнку о том, что он старается, что у него красивые и ровные крючки в прописи — данная мотивация гораздо сильнее ругани и упреков.
Самооценка и оценки порой связаны
Самооценка школьника зависит от семейного воспитания и принятых ценностей. Именно родительский акцент внимания, например, на отметках в дневнике, будет формировать мотивацию в начальной школе.
Примерно к четвертому классу уже начинают появляться собственные мотивы и главный из них — цель обучения. Чтобы поддерживать интерес к учебе, родителям, в тандеме со школьными учителями, необходимо привить правильное отношение к оценкам.
Нужно дать понять ребёнку, что полученная сегодня оценка указывает на то, как ребёнок справился с конкретным заданием и это не характеристика его как ученика и личности в целом. Именно родители должны мотивировать детей на индивидуальные достижения — чтобы завтрашняя работа была лучше вчерашней.