Истерики детей способны лишить терпения даже самого спокойного взрослого. Плач, крики, размахивание руками, падения на пол и визг — все это может происходить с ребёнком, как в год, так и в три или четыре. В людных местах положение усугубляется укоризненными взглядами прохожих, а нередко и замечаниями. Чтобы правильно и адекватно реагировать в таких ситуациях, родителям необходимо знать основные причины появления истерик и методы их предотвращения или ослабления.
Причины истерик у детей дошкольного возраста
Истерика всегда имеет основу, хотя нередко родителям кажется, что их ребёнок делает это назло. Следует помнить, что у детей до 3-4 лет еще нет полноценно сформированной личности, они плохо ориентируется в собственных ощущениях и не всегда могут определить предел собственных сил, и накопившиеся негативные эмоции заканчиваются слезами и срывом. Основные причины истерик у детей младшего дошкольного возраста:
- Состояние перед болезнью или в период восстановления.
Организм ослаблен, и ребёнок трудно контролирует свои эмоции, легко срываясь на капризы. Задачей родителя является своевременное выявление симптомов и обращение к врачу. В период реабилитации необходимо запастись терпением и уделять малышу как можно больше времени и внимания, так как в эти моменты он чувствует себя особенно потерянно.
- Физическая усталость.
Нередки случаи, когда чрезмерная родительская активность становится причиной истерики: запланировав множество различных игр, посещений аттракционов или мероприятий, они забывают о том, что ребёнок быстро устает и уже в середине программы начинает жаловаться и выражать недовольство. Если родители проигнорировали эти сигналы и вместо отдыха продолжили развлечения, то нервная система вскоре даст сбой, и у ребёнка случится истерика.
- Подражание взрослым.
Если в домашней обстановке часто присутствуют разговоры на повышенных тонах, то не следует удивляться, что малыш вскоре начнет копировать поведение окружающих. В этом случае работу по прекращению истерик следует начать с себя.
- Запреты в жизни.
Запрещение потенциально опасных предметов и действий — жизненно важная необходимость, но их не должно быть слишком много. Следует различать запрет на попытку поиграть с розетками и раскидать игрушки. Чрезмерная реакция на простейшие действия приводит к тому, что ребёнок, пытаясь выбраться из жестких рамок, срывается на истерику. По мере взросления необходимо раздвигать границы и давать возможность малышу делать то, что было запрещено, но в разумных пределах.
- Манипуляция.
Дети часто пытаются добиться желаемого путем слез, криков и падений. Следует четко отделять эту причину от остальных, и ни в коем случае не вестись на нее. Поддавшись один раз, родители попадают в зависимость от детских слез надолго, и в дальнейшем потребуется много сил, чтобы остановить этот процесс. Важно помнить, что манипуляции всегда рассчитаны на зрителей, и если в момент истерики ребёнок оглядывает окружающих, даже мельком, то, вероятнее всего, он рассчитывает на положительную для себя реакцию.
Научившись определять состояние малыша, и своевременно реагируя на симптомы срывов, родители смогут значительно уменьшить истерическое поведение ребёнка, которое выматывает обе стороны.
Особенности поведения ребёнка и типы нервной системы
Существует 4 типа нервной системы, которые оказывают влияние на поведение ребёнка. Узнав их особенности, родители смогут существенно облегчить себе процесс воспитания детей.
- Слабый неуравновешенный инертный (меланхолический тип).
Для представителей этого типа характерны болезненность и сильная впечатлительность. Как правило, засыпают они только в полной тишине. С ровесниками общаются боязливо, держатся отстраненно, обижаются. Легко теряют равновесие в чувствах, могут вести себя непредсказуемо. Взрослым рекомендуется уделять повышенное внимание таким детям, часто хвалить и поощрять их положительные действия. Дети этого склада обычно не эгоистичны, поэтому рекомендуется прислушиваться к их желаниям и просьбам.
- Сильный уравновешенный подвижный (сангвинический тип).
Ее представители легко идут на контакт с другими людьми, хорошо и весело общаются. Обладают большой самостоятельностью, не вспыхивают по мелочам. Быстро переключаются с одного дела на другое, охотно интересуются чем-то новым. Истерики для этого типа редки, происходят по серьезным причинам, которыми могут стать, к примеру, ненормированный режим дня, ранее пробуждение и поздний отход ко сну.
- Сильный уравновешенный инертный (флегматический тип).
Дети с уравновешенным спокойным характером, они не обладают особой расторопностью и порой медлительны. Не любят проявлять эмоции на людях, не склонны к истерикам. Воспитание детей такого типа должно строиться на стимулировании их активности и подвижных играх.
- Сильный неуравновешенный подвижный (холерический тип)
Для представителей этого типа характерна повышенная тревожность и возбудимость, частые ночные истерики. Не переносят критики, стремятся к лидерству и болезненно относятся к отказу. Родителям важно на собственном примере показывать им необходимость спокойного поведения.
Истерики в основном характерны для детей 1 и 4 типа. Родителям рекомендуется чаще приглашать других малышей в гости, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенней на своей территории.
Методы воспитания детей и пресечения истерик
Важно помнить, что истерики — это один из этапов становления личности ребёнка, попытка расширить границы дозволенного. Родителям необходимо проявлять терпение и понимание, отделяя причины такого поведения и находя способы его пресечения. Дети чутко реагируют на эмоциональное состояние людей и способны определять, кого из взрослых можно склонить к уступкам. Все члены семьи должны четко осознавать, что идя на поводу у истерически ведущего себя ребёнка, они оказывают плохую услугу, в первую очередь, ему самому. Малыш должен научиться выражать свои негативные эмоции словами, а не плачем и воплями. В течение дня рекомендуется давать возможность сделать выбор самостоятельно: выбрать цвет одежды, вариант десерта или покупку в магазине.
По возможности истерики следует предотвращать: можно отвлечь ребёнка на что-то более интересное, крепко обнять или заговорить его. Если отвлечь его не удается, необходимо четко обозначить свое отношение к поведению. Если истерика происходит дома, то лучше выйти из комнаты и подождать, пока он успокоится. Но такой способ не подходит для боязливых детей, в этом случае лучше предложить выбор: «Ты обиделся на отказ купить шоколад, но я не могу выйти на улицу из-за плохой погоды. Если ты перестанешь плакать, то завтра мы обязательно его купим». Важно быть спокойными в этот момент, избегать криков или шлепков — эти действия могут спровоцировать сильный взрыв истерики.
Если истерика происходит в людном месте, необходимо обнять ребёнка и отвести его в спокойный угол. В этом случае нужно просто переждать истерику, не предпринимая попыток к успокоению. После важно поговорить с ребёнком и озвучить вслух недопустимость такого поведения спокойным тоном.
Дети четырех лет достаточно умны, чтобы поддерживать необходимые правила поведения, поэтому для истерик можно разработать несколько вариантов игровых действий:
- Придумать особое место для плохого настроения и поведения. Это может быть стульчик в углу, где нет игрушек. Малыша отправляют туда, обязательно добавляя, что его ждут обратно, когда он успокоится.
- Разработать смешной ритуал. Например, когда малыш начинает плакать, вытирать слезы кисточкой и рисовать ему улыбку.
- Предлагать компромисс. Не хочет кашу? Пусть съест что-то другое взамен (кроме сладостей).
- Если родители видят, что ребёнок вот-вот разревется из-за нежелания что-то делать, можно начать говорить в очень быстром темпе о чем-то интересном, одновременно с этим выполняя необходимые действия.
Следует помнить, что воспитание детей — это творческий процесс, и родители лучше всех знают своего ребёнка, его увлечения и предпочтения. В момент истерики важно предложить интересную альтернативу, а если предотвратить срыв не получилось, то лучше терпеливо его переждать и после объяснить ребёнку недопустимость такого поведения.