Когда была создана первая вакцина, в медицине началась новая эра. С помощью прививок была побеждена оспа, уносившая множество жизней и оставлявшая неизгладимый след на лицах выживших. Вакцинация помогает «держать в узде» многие другие опасные инфекционные заболевания. Но можно ли защититься с помощью прививки от заболевания другого рода — от деменции? MedAboutMe рассказывает о работе ученых в этом направлении.
Нейродегенеративные заболевания: что это такое?
Деменция — это не отдельная болезнь, а целая группа заболеваний, при которых нарушается работа «командного центра» человеческого организма, то есть головного мозга. При этом могут страдать когнитивные функции, изменяется поведение человека, исподволь разрушается его личность. Страдает речь, постепенно утрачиваются навыки самообслуживания, могут возникать трудности с ходьбой, координацией движений и т. д.
Более 55 миллионов человек во всем мире страдают деменцией, и каждый год она диагностируется еще у 10 миллионов человек. Большая часть этих людей страдает болезнью Альцгеймера — по разным данным, от 60 до 80%. Среди людей, перешагнувших рубеж 60-летия, нейродегенеративными заболеваниями страдает до 8%, причем женщины чаще сталкиваются с деменцией. По мнению некоторых экспертов, к 2030 году, то есть менее чем через 10 лет, количество больных деменцией достигнет 78-82 миллионов человек. И это все — без учета того, что в статистику попадают далеко не все заболевшие.
Например, по расчетам экспертов из РНИМУ имени Пирогова, в России болезнью Альцгеймера страдают около 2 млн человек, но зарегистрировано при этом с таким диагнозом всего около 10 тыс. пациентов. И дело не в злонамеренном сокрытии информации, а в «недодиагностике». К тому, что в пожилом возрасте может страдать память, изменяться поведение, снижаться способность к самостоятельному обслуживанию своих потребностей, многие относятся как к естественному явлению, и к врачам с этими проблемами не обращаются. Да и многие медицинские работники тоже так считают, а специалистов, гериатров и психиатров, не так уж много. И на всех не хватает.
По мнению доктора медицинских наук, руководителя отдела гериатрической психиатрии ФГБУ «Научный центр психического здоровья» С. Гавриловой, на прием к психиатру или неврологу попадает не более 10% пациентов с болезнью Альцгеймера, еще меньше больных получает адекватное лечение, способное замедлить развитие болезни.
Но не стоит думать, что проблема деменции стоит в нашей стране более остро, чем в других: вовсе нет. Это общая беда для всех стран, в которых из-за улучшения условий жизни увеличивается ее продолжительность, потому что с возрастом риск развития деменции увеличивается: если в возрастной группе от 65 до 75 лет выявляется до 8% больных, то после 85 лет деменцией страдает около 30% людей.
А методов лечения до сих пор не найдено. Врачи могут только замедлять развитие болезни, и продлевать срок относительно нормальной жизни человека, да и то — при условии своевременной диагностики, возможности находиться под наблюдением хороших специалистов и пользоваться всеми достижениями современной гериатрии.
Вакцинация от деменции: есть ли надежда?
Вакцины, с которыми мы знакомы, предназначены для борьбы с инфекционными заболеваниями. Они помогают иммунной системе научиться распознавать «врага» и заранее «запастись» специфическим «оружием». Каждая вакцина работает против конкретного вируса или бактерии.
Но ведь деменции бывают разные, и среди них инфекционная природа обнаруживается лишь у небольшой части. Да и там речь идет не о бактериях и вирусах, а о прионах — особых «неправильных» белках. Какая же может быть прививка?
В последнее время несколькими исследованиями было подтверждено, что вакцинация против респираторных инфекций снижает риск развития нейродегенеративных заболеваний. Это натолкнуло на мысль о том, что роль иммунной системы в предотвращении деменции более значительна, чем считалось ранее. Следующее предположение логично вытекает из предыдущего: возможно, если мы сможем поддерживать определенную активность иммунной системы, это поможет снизить риск деменции? Надо только определить, какие именно функции иммунитета способны задерживать нейродегенеративные процессы.
По словам иммунолога из калифорнийского Института молекулярной медицины, профессора Майкла Агаджаняна, вакцины должны воздействовать на биологические процессы, связанные с развитием болезни Альцгеймера. А именно — вызывать иммунный ответ против патологических веществ, появляющихся в организме с развитием болезни. Это, в первую очередь, бета-амилоидные белки, накапливающиеся в тканях мозга, а также некоторые другие (тау-белки, альфа-синуклеин). Бета-амилоидные бляшки и скопления тау-белка вызывают разрушение нейронов головного мозга и провоцируют начало воспалительных процессов. По мере разрушения структур мозга человек утрачивает память, когнитивные способности, а затем и другие функции. Именно накопление бета-амилоидных комплексов и патологического тау-белка является сегодня критическим признаком, позволяющим уверенно диагностировать болезнь Альцгеймера.
Но можно ли найти вакцину, которая бы останавливала этот процесс?
Исследования и перспективы
Первые вакцины уже проходят испытания. Часть из них нацелены на бета-амилоидные белки, другие — на тау-белки. Еще одно направление поисков — снижение воспалительных процессов в мозге у людей с ранним дебютом болезни Альцгеймера. Однако, пока речи о победе над заболеванием не идет. Ученые надеются, что, в случае удачного завершения испытаний, вакцины помогут приостановить или замедлить развитие деменции.
Есть и менее оптимистичные прогнозы. Например, по мнению известного нейропсихиатра, доктора Рамона Какабелоса, создать вакцину от деменции технически возможно. Но существует очень много факторов, способных негативно влиять на ее эффективность. И в результате, по мнению эксперта, вакцина будет оказывать значимый эффект не более чем в 20-30% случаев. Судя по тому, что ни одна их разрабатываемых вакцин до сих пор не получила одобрения, контролирующие органы также не находят результаты испытаний убедительными в достаточной степени.
Нейробиолог К. Херруп, в свою очередь, высказывает сомнения в правильности выбранной мишени. По его словам, все текущие разработки основаны на гипотезе о том, что первопричиной развития деменции являются скопления «неправильных» белков — бета-амилоидов, тау-белков и т. д. Но терапия, направленная на устранение этих белковых комплексов, на практике не дает значимого клинического результата. И это дает основания сомневаться в правильности данной гипотезы. А значит, рассчитывать на победу над деменцией с помощью вакцин, как минимум, преждевременно. По мнению доктора Херрупа, до сих пор лучший результат давали немедикаментозные подходы к профилактике нейродегенеративных заболеваний, и пока это положение сохраняется.
Впрочем, и сами разработчики говорят, что говорить об успехе еще рано. Что же делать? Несколько советов вы найдете в статье «ЗОЖ или головоломки? Выбираем средство профилактики деменции».