Психология аномального развития детей включает в себя нарушения или своеобразные проявления в психической и физической деятельности. Хотя выявить их у малышей не так-то просто, но специалисты видят отклонения даже у детей младенческого возраста и могут поставить диагноз. А значит, можно вовремя начать принимать меры коррекции.
Что входит в расстройства аутистического спектра
Психология аномального развития охватывает широкую область состояний. Среди них такие расстройства аутистического спектра, как:
- дезинтегративное расстройство;
- синдром Ретта;
- синдром Аспергера;,
- атипичный аутизм;
- гиперактивное расстройство с умственной отсталостью и стереотипными движениями.
Эти нарушения могут проявляться с разной степенью интенсивности и иметь разнообразные симптомы, но одним из ключевых признаков является отсутствие потребности в контакте с окружающими и эмоциональное безразличие к близким.
Эти проявления могут быть обнаружены ещё в самом раннем детском возрасте. Например, неотзывчивость на внешние стимулы, непонимание социальных норм, предпочтение однообразных действий — все эти признаки могут быть первыми сигналами о возможном наличии РАС у ребёнка.
Важно обратить внимание на поведение и реакции малыша, чтобы своевременно обеспечить необходимую помощь и поддержку.
Развитие речи
У ребёнка, страдающего аутичным расстройством, наблюдаются также особенности в развитии речи и коммуникативных навыках. Часто такие дети начинают говорить позднее или вообще не начинают, испытывают трудности в установлении взаимодействия с другими, что может сказываться на их обучении, социализации и адаптации в окружающем мире.
Исследования учёных Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина показывают, что помимо типичных признаков аутизма существует и ряд других особенностей поведения, которые могут помочь в определении расстройства на аутистическом спектре.
Признаки аномального развития
Основные признаки, на которые стоит обратить внимание, включают:
- однообразные манипуляции с предметами вместо игр (к примеру, дети могут продолжительное время усердно строить конструкции);
- неповоротливость и затруднения в координации движений;
повышенная тревога и страх перед тихими звуками и не ярким светом; - цветовая избирательность, выражающаяся в нежелании употреблять, называть цвета или использовать предметы определённой окраски;
- склонность к переутомлению от общения;
- тенденция «застревать» на негативных мыслях;
особенности в речи, такие как многократное повторение слов без их осознания.
Обратите внимание, что наблюдение за этими признаками в сочетании с классическими симптомами аутизма может помочь более точно определить наличие расстройства на аутистическом спектре и обеспечить нужную помощь и поддержку.
Симптомы аутизма у детей
Детский аутизм часто диагностируется после возраста двух-трёх лет. Симптомы РАС в этом периоде включают:
- замкнутость и неспособность взаимодействовать с окружающими;
- стереотипность поведения, выражающаяся в повторяющихся действиях;
- страх перед новыми ситуациями и необычными вещами;
- патологическая привязанность к порядку и рутине;
- однообразное поведение и ритуальные движения.
Более частая диагностика РАС у детей в возрасте от двух до четырёх лет означает, что родители и врачи должны быть более внимательны к знакам этого состояния.
Использованы фотоматериалы Unsplash