Собеседование перед устройством на работу — одно из обязательных условий для того, кто хочет трудоустроиться. Это волнительный момент и, даже будучи отличным специалистом, можно растеряться и показать себя неуверенным и недостаточно компетентным. В последнее время, работодатели стали вносить все больше креатива в свои вопросы и стандартной информации о возрасте кандидата, его предыдущем месте работы или семейном статусе, уже недостаточно. Соискателя теперь изучают более досконально, вплоть до того, кто он по гороскопу, какими социальными сетями пользуется, как проводит свободное время и ведет себя в стрессовых ситуациях. Зная эти нюансы, нужно быть морально готовым к некоторым «неудобным» и даже странным вопросам. Психология личности в момент прохождения собеседования может отличаться от общих характерологических качеств человека, которые у него есть. В ситуации стресса он может вести себя по-новому, неожиданно для себя — быть необъективным или, по ошибке, показать себя не с лучшей стороны.
К чему нужно быть готовым, устраиваясь на работу? Как получить работу мечты? О чем говорить на собеседовании и как эффективно самопрезентовать себя? Как правильно строить деловые отношения?
Психология первого впечатления
Главной помехой для многих перед публичным выступлением или деловой беседой является волнение, поэтому важен правильный настрой. Первое, от чего во многом зависит уверенность в себе — это переживаемые эмоции и внешний вид. Об особенностях психологии человека свидетельствует то, как он выглядит. Одежду нужно подбирать в соответствии с тем, в какой компании будет проходить собеседование и на какую должность человек претендует.
Мужчина, мечтающий занять вакансию банковского менеджера, будет выглядеть вызывающе, придя к работодателю в спортивном костюме. Яркий макияж, обилие аксессуаров, неухоженность или чрезмерно броский внешний вид, также могут стать причиной провала на собеседовании.
Полезная привычка готовиться к собеседованию
- Предварительная подготовка к встрече с работодателем или его представителем, должна быть тщательной.
- Нужно заранее подготовить все документы, которые могут понадобиться для оценивания уровня профессионализма. Дипломы, грамоты, сертификаты добавят, в нужный момент, «плюс» к анкете соискателя.
- Репетиция перед настоящей встречей с работодателем — хорошая возможность подготовиться к ней и избежать неловких моментов. Тренировка перед важным мероприятием снижает тревожность — такова психология личности.
- Одежду на собеседование лучше выбирать нейтральных тонов. Обувь, макияж и прическа должны быть подобраны со вкусом, однако не бросаться в глаза.
Эмоции во время собеседования
- Для того, чтобы у потенциального работодателя сложилось положительное впечатление, нужно вести себя уверенно и спокойно. Привычка переживать в сложной ситуации может испортить встречу. Обычно тревогу выдает голос, когда он дрожит, является слишком громким или тихим, перебирание пальцев или краев одежды, потирание рук, другие суетливые движения.
- Отвечать нужно только на поставленные вопросы с небольшим дополнением.
- Не стоит рекламировать себя самостоятельно, забегая вперед и пытаясь предвосхитить вопрос работодателя.
- В процессе собеседования нужно придерживаться «золотой середины» во всем — следить за тем, чтобы общение было сугубо профессиональным, эмоции — спокойными, однако, общее поведение не вызывало впечатление отстраненности или некомпетентности.
Правила поведения
Общее впечатление о претенденте на должность имеют такие мелочи, как: наличие блокнота и ручки, флешки и резюме, распечатанного в двух экземплярах. Звук телефона на время интервью лучше отключить, а придти на деловую встречу заранее, чтобы было время отдышаться и собраться с мыслями. Психология первого впечатления, однозначно, будет испорчена опозданием, поэтому на встречу лучше приходить заблаговременно.
Если вышеперечисленные правила будут соблюдены, останется только морально настроиться на беседу. Победить волнение можно, если представить себя на месте работодателя. Ему было бы интересно увидеть вежливого, серьезного кандидата, с воодушевлением демонстрирующего профессиональные умения и заинтересованного в карьерном росте.
Очень важно заранее собрать информацию о фирме, в которую планируется устройство. Человек, осведомленный о юридическом типе компании, ее продукции и лидерах, показывает этим свою заинтересованность и вызывает уважение — такова психология делового общения. Желательно не только продемонстрировать свою мотивацию к данной работе, но и доказать, почему была выбрана именно эта компания. Как это преподнести — лучше продумать до начала собеседования.
Больше всего соискателя пугают вопросы, на которые предстоит дать уверенный и развернутый ответы. Конечно, невозможно предугадать, в каком русле будет протекать беседа поэтому нужно очень хорошо изучить свое резюме, чтобы не «спотыкаться», путаясь в датах, последовательности мест работы и других фактах. Самопрезентация должна быть интересной и качественной, нельзя допускать саморекламы, принижать свои профессиональные достоинства или умалчивать о них.
Соискатель тоже имеет право задать ряд вопросов, относительно будущей работы. Как правило, работодатель сам оговаривает основные обязанности и нюансы, но, если информации показалось недостаточно, то в конце собеседования нужно уточнить такие условия, как заработная плата, сроки стажировки, ее оплата, а также перспективы роста.
Конечно, любому соискателю хочется услышать положительный ответ, но стоит быть готовым и к отказу. Психология общения с потенциальным работодателем должна строиться на взаимоуважении. Независимо от исхода беседы, нужно поблагодарить за уделенное время и предоставленную возможность трудоустроиться. Все это оставит приятное впечатление о человеке и, даже при отказе, наниматель возьмет на заметку такого кандидата и, возможно, позже, захочет построить с ним профессиональные отношения.
Психология отношения к себе
От внутреннего настроя человека зависит исход собеседования и то, примут ли его на желаемую должность. Если идти на встречу с работодателем в угнетенном настроении и полной уверенности в том, что работу мечты точно не получить, то человек, даже если будет очень стараться произвести хорошее впечатление, вряд ли сможет понравиться и пройти собеседование. Психологи рекомендуют придерживаться ряда правил, которые говорят об отношении к самому себе и своим способностям.
Иногда полезно немного обмануть себя. Перед встречей можно представить, что должность уже завоевана, и понаблюдать за радостными эмоциями, которые рождаются внутри. Нужно запомнить это ощущение радости и восторга и пребывать в нем на протяжении времени, пока идет собеседование.
Внутренняя уверенность и впечатление о себе как о хорошем специалисте — возможность произвести достойное впечатление на потенциального работодателя.
«Этой фирме нужен такой специалист как я» — слова, которые можно повторять как мантру, перед приходом на встречу и мысленно, про себя, во время общения. Такой настрой провоцирует появление определенных чувств внутри, а также уверенность в себе и своих профессиональных способностях.