Развитие детей 4-6 лет идет относительно плавно. Неспокойное время кризиса 3 лет уже позади, малыш свыкся со своим положением в семье и продолжает активно осваивать мир. Дети задают много вопросов, при этом хотят получить не односложные, а развернутые и полноценные ответы.
Особенности развития детей 4-6 лет
Развитие детей 4-6 лет определяется следующими особенностями:
- Физическое развитие.
Малыш уже достаточно хорошо владеет своим телом, очень подвижен и любит активные игры, поэтому на прогулках родителям необходимо контролировать безопасность его занятий. Чувство равновесия развито хорошо, однако недостаточно, так что для детей в этом возрасте будут полезны игры на развитие равновесия — например, пройти по бордюру или по узкому бревну. Все физические нагрузки не должны быть изматывающими для ребёнка.
- Логическое мышление.
Ребёнок умеет находить отличия и сходства, обобщать одним словом несколько предметов, отвечать на несложные вопросы по поводу логических связей в окружающем мире («Стоит ли носить шубу летом? Почему?»). Он может найти ошибки в изображении знакомых предметов. Для развития логического мышления в этом возрасте можно использовать всевозможные учебные пособия, пазлы или словесные игры — например, поиск противоположных по значению слов.
- Развитие речи.
В возрасте 4-6 лет ребёнок уже оперирует минимум 1000 слов, постоянно расширяя словарный запас. Его должны понимать не только привычные к особенностям его речи родители, но и посторонние люди. Ребёнок может пересказать содержание небольшого рассказа, рассказать наизусть стихотворение. Выстраивает правильные предложения из 6-8 слов, в том числе с использованием разнообразных предлогов. Умеет задавать вопросы сам и правильно отвечать на вопросы других.
- Бытовые навыки.
Ребёнок справляется с различными застежками (пуговицами, застежкой-молнией, развязывает шнурки). Управляется без посторонней помощи с ложкой или вилкой. Отличает правую и левую руку. Обладает необходимыми гигиеническими навыками, может оказывать несложную помощь в бытовых вопросах: подмести, помыть свою тарелку, протереть пыль.
- Социальные навыки.
Ребёнок обретает большую самостоятельность и вполне может занять себя без участия взрослых. В совместных играх со сверстниками он умеет задавать вопросы, просить о помощи и оказывать ее, договариваться и учитывать интересы другого ребёнка. В этом возрасте дети уже могут заводить себе друзей среди остальных детей.
Готовимся к школе
Ребёнок в 4-6 лет часто ходит на специальные занятия или посещает детский сад. Это очень важно, поскольку в скором времени его ждет школа. К 6 годам стоит начинать подготовку к школьным занятиям, чтобы процесс адаптации проходил для ребёнка просто.
Важную роль на этом этапе играет посещение детского сада. Здесь он не только получает знания, умения и навыки, но и учится продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Однако нередко для подготовки к школе требуются дополнительные занятия.
Родителям необходимо понимать, что готовность ребёнка к школе зависит не только от накопленных за предыдущие годы знаний, но и от его психологического состояния. Ребёнок, готовый к школе, уже умеет соблюдать определенные правила (иначе он просто не будет спокойно сидеть на уроке и слушать учителя), планировать собственную работу, сосредотачиваться на конкретном задании и находить контакт со сверстниками. В последнем случае важно вовремя обратить внимание на проявления тревожности или агрессии у детей, так как это будет мешать и социальным контактам, и обучению.