Когда ребёнок должен уметь переворачиваться на живот, сидеть, стоять с опорой и без нее, самостоятельно ходить? Вопросы такого рода часто задают молодые родители. Каким образом происходит развитие моторики в первый год жизни малыша, расскажем в этой статье.
Первые три месяца жизни ребёнка: время адаптации
Обсуждение моторного развития ребёнка в первый год жизни — тема такая же актуальная, как работа его пищеварительной системы в первые пару месяцев. И здесь так же, как и в других сферах детского развития, существует немало мифов, страхов и неоправданных ожиданий. Бабушки рассказывают одно, подружки твердят другое, а в Сети вообще столько мнений, что голова идет кругом. Чему должны верить молодые родители, и какими сведениями руководствоваться, контролируя моторное развитие ребёнка? Сегодня мы расскажем, что думают по этому поводу специалисты.
Первые три месяца жизни малыша иногда называют четвертым триместром беременности. В это время происходит адаптация новорожденного к внешнему миру. Ребёнок только начинает осознавать свое тело и его возможности. Он пока не ощущает себя отдельным человеком, поэтому уютнее всего чувствует себя на руках у мамы. И способ получить желаемое у него пока один единственный — позвать маму.
Четвертый триместр — это период, предполагающий максимальный контакт младенца с матерью (или другими ухаживающими за ним взрослыми), когда малыша буквально «донашивают». Кстати, замечено, что чем больше ребёнка носят на руках и общаются с ним, тем раньше у него включается социальное поведение. Дети, постоянно контактирующие с матерью, раньше начинают фокусировать взгляд и реагировать на общение с ними улыбкой, движениями или гулением.
В первые три месяца активно работает и мозг малыша — развивается его нервная система, совершенствуются способы взаимодействия с окружающей средой. Это то самое время, когда родителей радуют первые успехи крохи — держит головку, переворачивается на живот, ближе к третьему месяцу может удерживать предмет в ручке, приподнимает предплечья. А еще на третьем месяце жизни у крохи появляется интерес к окружающему миру. Малыш может подолгу и с интересом рассматривать окружающие предметы, буквально требуя, чтобы его «столбиком» носили по дому и показывали все вокруг.
Малыш от трех до шести: особенности питания и самопознания
В этот период ребёнок старательно учится есть самостоятельно. Сначала он обнаруживает у себя руки и тащит их в рот. Таким образом он учится осознанно владеть своими руками, познает новые ощущения во рту, стимулирует работу слюнных желез, которые через некоторое время будут помогать расщеплять первый прикорм.
Очень часто мамы и бабушки не разрешают малышу совать кулачки в рот, опасаясь, что это превратится в плохую привычку. Однако повода для беспокойства нет. Это нормальный возрастной этап развития, на котором ребёнок познает собственное тело. К тому же через некоторое время кроха «обнаруживает» ноги и тоже пытается тащить их в рот. А потом приходит черед игрушек и всех попадающих в руки малыша предметов, которые он с удовольствием «пробует на вкус».
В это время рот включается в подготовку к жеванию, то есть начинается процесс перехода от жидкой пищи к более плотной. В среднем примерно в пять месяцев ребёнок уже может при помощи языка перемещать во рту пюре и глотать его.
Тем не менее, не стоит спешить вводить прикорм в питание. Средний возраст потому и называют средним, что кто-то справляется с этим раньше, а кто-то позже. Тем более для полноценного прикорма у ребёнка должна быть развита вся оральная моторика — перемещение пищи в ротовой полости, задерживание ее там для пережевывания, способность снимать губами еду с ложки. Кроме того, к началу прикорма малыш должен уметь сидеть самостоятельно или при поддержке взрослых. Согласно результатам наблюдений, такого уровня развития ребёнок достигает в возрасте от пяти до восьми месяцев, в среднем — к полугоду.
А на протяжение второй половины первого года своей жизни кроха будет учиться самостоятельно жевать, брать пищу сначала пальцами, а потом ложкой. И уже к концу года родители увидят, как их ребёнок превратился из беспомощного младенца, полностью зависимого в своем питании от матери, в бойкого самостоятельного едока.
Развитие ребёнка: учимся ходить
Следующая ступень самостоятельности — это умение ходить. Здесь тоже не все просто. До того, как научиться ходить, ребёнок должен одолеть пять серьезных ступеней моторного развития: сидеть, стоять с опорой, ползать, ходить с поддержкой, и только после этого самостоятельно стоять и ходить.
Не стоит забывать о том, что моторное развитие ребёнка — процесс, который дается ему с трудом. Приходится развивать опорно-двигательную систему, тренировать мышцы, чтобы они научились удерживать тело и выполнять нужные движения. Поэтому в период освоения этого серьезного навыка ребёнок может быстро уставать, чаще капризничать, плохо засыпать, плакать во сне. Как только мозг адаптирует новое умение малыша, все пройдет, и ночи станут более спокойными.
Этот этап развития у каждого ребёнка проходит неодинаково и в разные промежутки времени. Так, например, согласно результатов исследований ВОЗ, посвященным развитию детей на разных континентах, примерно каждый двадцатый ребёнок пропускает стадию ползания на четвереньках, переходя от сидения сразу к стоянию с опорой, а потом начинает делать свои первые шаги. Поэтому не стоит расстраиваться, если ребёнок к девяти месяцам еще не ползает, но уже бодро стоит, держась за спинку кроватки, потому как с его развитием все в порядке.
Не подгоняйте малыша, и не заставляйте его что-то делать раньше времени. Просто внимательно следите за естественным ходом моторного развития и помогайте, когда в этом появляется необходимость. А еще не сравнивайте своего ребёнка с другими малышами. Все дети разные, и нормы развития имеют достаточно широкие границы. Все дело в индивидуальных особенностях каждого ребёнка.