Развитие музыкального слуха является непременной составляющей полноценного воспитания ребёнка. Является ли абсолютный слух приобретенной способностью или это — дар, свойство, которого нельзя достичь путем упорных тренировок?
Дети. Понятие абсолютного слуха
О природе возникновения абсолютного слуха существует несколько разных мнений, о них поговорим позже. Начнем с определения понятия абсолютного слуха. Итак, абсолютный слух — это способность угадывать высоту звука без соотнесения его с остальными. Конечно же, способность эта основана на практике, которую ребёнок получает от сыгранной на инструменте мелодии, либо от звучания голоса, оркестра. Он невольно знакомится с понятием музыкального ряда, и благодаря своим способностям, начинает ориентироваться в высоте услышанных звуков.
Дальнейшее музыкальное развитие ребёнка, обладающего абсолютным слухом, вроде бы предопределено. Но не все так однозначно. Оказывается, дети с абсолютным слухом бывают разными по своим задаткам. Одни способны точно определять высоту звука и называть ее, но не могут этот звук воспроизвести. Такой вид абсолютного слуха получил название пассивного. Те же дети, которые могут и определить, и воспроизвести звук, обладают активным абсолютным слухом.
Существует мнение, что все дети обладают музыкальным слухом, важно его развить, и для этого самый подходящий возраст — дошкольный. Иные утверждают, что слух либо есть, либо его нет. Есть сторонники и такой версии, что абсолютный слух тоже можно приобрести путем развития ребёнка. Вот только с цифрами здесь получается неувязка — процент так называемых «абсолютников» от общего числа детей с музыкальным слухом составляет всего 6-7%. Значит, не все поддаются развитию.
Развитие ребёнка. Особенности абсолютного слуха
Мы выяснили, что феномен абсолютного слуха явление редкое. Дети с такой способностью могут определять звуки, чисто петь, подбирать мелодию по слуху, воспроизводить аккорды и настраивать инструменты. Загвоздка в другом — откуда все-таки берется абсолютный слух. Мы привыкли все необъяснимое приписывать божьему промыслу. Простой, но малоубедительный ответ.
Лучше пойти от обратного. Откуда взялись звукоряд, лады, гамма, на основе которых и строится музыка? Самым реальным объяснением является то, что музыка в целом и те законы, по которым она строится (разбивка на гаммы, музыкальные строи, лады) — продукт эволюции культуры человечества. В этой связи абсолютный слух — это ни что иное как способность интерпретировать эту часть музыкальной культуры. Получается, что в какой-то мере абсолютный слух можно уподобить врожденной грамотности.
Возможно, это явление наследственное, возможно — природное, не исключено и эволюционное развитие ребёнка в музыкальном направлении. Опять же однозначного ответа нет. Получается, что музыка, как и письменность — это часть культуры, которую надо осваивать и которой надо обучаться. Поэтому, без этой составляющей творческое развитие детей будет неполным.
Музыка уже сама по себе предполагает акт творчества, либо умелого наставничества, ну а абсолютный слух — прекрасный вспомогательный фактор, который при этом не исключает обучение и развитие ребёнка. Уже с 4-х лет можно объяснить ребёнку строение гаммы, которая состоит из тонов и полутонов, показать «точку отсчета» — ноту «ля» первой октавы, показать самый низкий и самый высокий звук. Весь этот процесс можно превратить в увлекательную игру, а развитие творческих музыкальных способностей детей в этом направлении вообще не имеет границ, несмотря на всю условность и «призрачность» музыкального искусства.
Творческое развитие детей. Становление абсолютного слуха
Для того, чтобы развить абсолютный слух, достаточно той же музыкальной грамоты, которую проходят в обычной музыкальной школе, будь то дошкольное или школьное заведение. Годами наработана программа музыкального развития ребёнка, которая «работает» на вполне конкретные результаты и способствует творческому развитию детей. В какой-то мере «абсолютникам» учиться легче, но имеются у них и свои трудности. Распознавая полутона, а иногда и четверть тона, они довольно болезненно реагируют на любую фальшь, она просто сбивает их с толку. Они слышат как «натурально» звучит мелодия.
Опытные педагоги обычно вырабатывают свою тактику для детей с абсолютным слухом. Один из способов — развитие внимания и логики. Не менее важно развитие внутреннего слуха, благодаря которому можно воспроизводить музыку, не используя инструмент. При этом наличие инструмента с фиксированной высотой для творческого развития детей с абсолютным слухом — условие обязательное. Это и средство тренировки слуха, и средство развития ребёнка. Накоплен богатый статистический материал. Оказывается, абсолютный слух формируется исключительно в дошкольный период развития ребёнка, когда доминируют непроизвольные навыки.
Остается добавить, что методик развития абсолютного слуха создавалось за все время множество, но реального распространения в среде профессионалов они не получили. Опять же заметим, что не все великие музыканты обладали абсолютным слухом. Получается, что абсолютный слух не влияет на творческое развитие детей, скорее он является вспомогательным фактором. К тому же помимо абсолютного слуха существует масса других его разновидностей, у каждой из которых свои приоритеты. Но это тема отдельного разговора. Можно пока лишь констатировать, что абсолютный слух — продукт многих природных явлений, основанных на генетике человека. Важно вовремя выявить у ребёнка эту редкую способность и сделать ее средством развития ребёнка.