Вот и осталась позади еще одна ступенька на дороге во взрослую жизнь: ребёнку исполнилось 5 месяцев, его развитие продолжается, а что должен уметь малыш в этом возрасте?
Как меняются физические параметры?
Известно, что младенцы растут ускоренными темпами, словно грибы после дождика. Если уже миновало 5 месяцев ребёнку, развитие мускулатуры продолжается, что должен и может увидеть невооруженным взглядом любой из окружающих. За месяц кроха (в среднем) прибавляет в весе около 600 г и подрастает на 1-3 см, а обхват его головы не только может сравняться, но впервые стать меньше величины обхвата груди.
Возможно (если это радостное событие не произошло раньше), именно теперь у малыша прорезывается первый зуб. В норме данный физиологический процесс способен приносить некоторые неудобства подрастающему чаду, а заодно и его родителям либо иным лицам осуществляющим уход. Наблюдаются:
- отек в области десен;
- обильное слюнотечение, а на его фоне может развиваться диспепсия;
- нарушения уже успевшего стать привычным распорядка сна-бодрствования;
- изменения аппетита;
- резкие перемены настроения;
- повышенная потребность во внимании и т. д.
Но все эти негативные побочные эффекты прорезывания не являются непреложным условием взросления. Иногда процесс появления зубов обходится без них.
Двигательные навыки
Самые важные новые умения малыша:
- уверенные повороты;
- ползание;
- первые робкие попытки передвижения на четвереньках.
Кроме того, в данном возрасте дети пытаются сесть. И иногда им это удается.
Однако не стоит пытаться форсировать события, усаживая малыша, который не садится самостоятельно. Это может не ускорить, а наоборот отсрочить овладение важным навыком и принести гораздо большие неприятности, так как опорно-двигательная система крохи еще не готова противостоять земному притяжению, мышцы и скелет недостаточно окрепли.
Можно и нужно поощрять усердные «фитнес-тренировки» ребёнка при помощи массажа, гимнастики, веселых игр и забавных игрушек. Например, стимулировать ползание, почаще выкладывая на животик и располагая перед ним яркую погремушку, побуждая к движению ласковой речью и мягким подталкиванием под стопы. Отталкиваясь пяточками от руки взрослого, малыш будет стремиться заполучить желанный предмет, одновременно совершенствуя важный двигательный навык.
Психоэмоциональное развитие
Оно прямо пропорционально связано с двигательным прогрессом.
Благодаря тому, что малыш твердо держит голову, активно пользуется ручками, ловко переворачивается, активно исследует свое тело и окружающее пространство, совершенствуются его когнитивные способности.
Психоэмоциональное развитие ребёнка в это время выражается в осознанных реакциях на появление знакомых лиц, улыбках, которые кроха дарит родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам и всем тем, кого уже привык видеть рядом. Хотя память о них довольно скоротечна: если кто-то из членов семьи не будет появляться в доме и общаться с малышом пару недель, он может быстро забыть об этом человеке.
В 5 месяцев у ребёнка начинается развитие гуления, что должно усовершенствовать его органы речи, подготавливая к произношению первых слов. Некоторые малыши уже произносят первые слова, состоящие из одного слога, хотя ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, насколько осознанно это происходит.
Между тем, именно в этом возрасте у детей стартует важный этап сенситивного восприятия обращенной речи.
В 2021 году испанские ученые в очередной раз подтвердили, что в первый год жизни у мальчиков и девочек формируется способность к осознанию смысловых закономерностей речи. Они считают, что любое нарушение на этой начальной стадии способно негативно влиять не только на языковое развитие ребёнка, но и на эмоциональное развитие и другие связанные с ним формы развития и способности к обучению.
Важно помнить, что любовь родителей, внимание родных и друзей, веселые игры, тактильный контакт и прочее общение помогают гармоничному развитию детей в любом возрасте.