Все дети разные, и развитие ребёнка – это уникальный процесс, который у каждого проходит по-своему. Тем не менее, каждый этап физического и психологического развития имеет общие особенности. О самых важных из них мы сегодня и поговорим.
Ребёнок родился: первый стресс
Процесс появления на свет – это сильный стресс для организма новорожденного ребёнка. Поэтому момент рождения часто называют кризисным. Маленькому беззащитному человечку теперь придется приспосабливаться к новым для него условиям существования. В этом ему будут помогать врожденные механизмы и рефлексы, ну и, конечно, забота близких людей.
Кризис новорожденности может быть спровоцирован как физическими, так и психологическими факторами. В их число входят: резкая смена условий существования, изменение типа питания, перестройка физиологических процессов и нервно-психическая адаптация на основе безусловных рефлексов.
Новорожденный ребёнок демонстрирует необходимые для выживания инстинктивные привычки поведения, направленные на удовлетворение естественных потребностей (сон, еда, тепло). А вот привычки поведения, свойственные человеку, будут формироваться постепенно в процессе дальнейшего развития ребёнка.
Чтобы кризис новорожденности прошел легче, родители должны:
- ласково разговаривать с малышом. Спокойный мамин голос гармонизирует состояние ребёнка;
- чаще брать его на руки. Тепло человеческого тела и сердцебиение матери – хорошее успокоительное для малыша;
- не забывать поглаживать кожу ребёнка и делать легкий массаж. Тактильный контакт очень важен для малыша;
- поддерживать нормальную температуру воздуха в помещении, в котором находится ребёнок. Одевать в соответствии с «погодой в доме», потому как перегрев и переохлаждение – это тоже стресс для малыша;
- стараться придерживаться определенного режима дня.
Развитие ребёнка в первые месяцы жизни
Малыш улыбается, тянет ручки и сучит ножками? Такое поведение говорит о том, что наступил так называемый «период оживления». Развитие ребёнка на этом этапе сопровождается:
- появлением у малыша осознанной радостной улыбки, причиной которой становится не только удовлетворение своих органических потребностей, а и приятные эмоции;
- двигательной активностью – малыш поворачивает голову, прогибает корпус, двигает ручками и ножками;
- вокализацией – ребёнок начинает издавать разные по продолжительности, звучанию и интонации звуки, кричит, агукает;
- фокусированием взгляда на отдельных людях – ребёнок концентрирует взгляд, долго рассматривает лицо мамы и других родственников.
Комплекс оживления складывается постепенно, начиная примерно с третьей недели жизни, и полностью формируется примерно к 3–4 месяцам. К этому времени малыш уже умеет демонстрировать положительные эмоции в ответ на приятные внешние воздействия – прикосновения и голос мамы, мелодичные звуки, яркие игрушки. Комплекс оживления – это важный этап развития ребёнка в младенческом возрасте и психологический критерий окончания периода новорожденности. По утверждению детских психологов, именно с этого момента малыш начинает активно общаться, взрослеть и взаимодействовать с окружающим миром.
В этот период ребёнку помогут:
- тактильный контакт – поглаживания, объятия;
- речевое общение, приятная негромкая музыка;
- демонстрация ярких игрушек.
Если, несмотря на старания взрослых, комплекс оживления не формируется или формируется недостаточно быстро, имеет смысл показать малыша специалисту, в первую очередь – неврологу.
Мир эмоций малыша
Примерно на втором месяце жизни малыш начинает узнавать маму, а в 3–4 месяца «знает в лицо» ближайших родственников и отличает знакомые предметы. Страх расставания с мамой появляется примерно в 7–11 месяцев. В ее отсутствие ребёнок грустит или пугается. В этом случае плач становится проявлением негативных эмоций и показателем страданий крохи. В это же время у малыша проявляются такие эмоции, как беспокойство, боязнь и стеснительность при общении с незнакомыми людьми. Ребёнок волнуется, попадая в непривычную обстановку.
К концу первого года жизни малыш проявляет такие эмоции, как радость, гнев, тревога, обида, недовольство, а также испытывает привязанность к маме и другим ближайшим родственникам. Именно в младенческом возрасте ребёнку очень важно ощущение безопасности и защищенности. На этой основе формируется доверие к окружающему миру, без которого невозможно нормальное развитие ребёнка, и которое впоследствии будет влиять на всю его жизнь.
Основные этапы развития малыша
Чтобы понять, правильно ли развивается ребёнок, нужно за ним наблюдать. Развитие малыша в первый год жизни можно условно разделить на такие этапы:
- 2–4,5 месяца
Ребёнок фиксирует взгляд на предмете и следит за его перемещением в своем поле зрения. Чтобы проверить эту способность, следует показать малышу яркую игрушку на расстоянии примерно 30 см от его глаз. Подождать, пока кроха обратит на нее внимание, а потом медленно передвигать игрушку в одну и другую сторону. Ребёнок должен следить глазами за движущимся объектом и поворачивать голову в его сторону.
- 4 месяца
Ребёнок хватает и удерживает небольшие предметы.
- 6 месяцев
Малыш учится манипулировать предметами – берет протянутую ему вещь, рассматривает ее, размахивает, может бросать, перекладывать из руки в руку.
- 8 месяцев
С этого возраста ребёнок начинает делить людей на знакомых и незнакомых. А еще учится обращаться с несколькими предметами одновременно. Чтобы проверить способности малыша, можно провести тест с двумя погремушками. Сначала ребёнку дают одну погремушку, а потом вторую. Как он себя поведет? Если малыш сможет менять руки при захвате погремушек – это хороший результат.
- 10 месяцев
Ребёнок уверенно манипулирует двумя предметами и более. Во время кормления пытается завладеть чашкой, ложкой или бутылочкой. Проявляет интерес к мелким предметам, которые можно брать двумя пальцами – большим и указательным. Умеет находить знакомые предметы по просьбе взрослых.
- Один год
У ребёнка уже сформирован алгоритм общения с окружающими. Это характер и выраженность интонаций, улыбка, модуляция крика в зависимости от испытываемых эмоций, переключение на какую-то деятельность в качестве успокоения. Ребёнок активно жестикулирует в процессе общения. Целенаправленно играет с игрушками, подражая взрослым – катает машину, убаюкивает мишку и так далее.