Родителям важно знать об особенностях развития речи детей в первый год жизни. О том, какие игры помогут ребёнку заговорить, рассказывается в нашей статье.
Особенности речевого развития детей первого года жизни
Дети на первом году жизни развиваются очень стремительно. Ребёнок при рождении физически беспомощен, но за первый год жизни он научится садиться, ползать, а затем и самостоятельно ходить. К году дети начинают произносить первые слова. Малыш радует своим появлением маму, папу и всех родственников. В роддоме обращаться с детьми помогают врачи и медсестры. Родителей зачастую волнует вопрос: «А как же мы будем общаться со своей крохой, когда вернемся домой? Сможем ли мы его понимать? Да и вообще, как дети учатся разговаривать?»
Не пугайтесь, речь у детей на первом году жизни развивается в повседневном общении с ребёнком: сравнить это развитие можно с формированием условного рефлекса. Важной основой успешного становления речи является достаточно развитый головной мозг, нормальный слух и здоровые органы артикуляции (произношения звуков): небо, губы, зубы, язык.
Первый год жизни дает основную базу для нормального развития речи детей. В возрасте до трех месяцев ярко развиваются эмоции, при этом они могут быть положительными и отрицательными. Период новорожденности является, по мнению некоторых ученых, периодом негативизма. Малышу было тепло, темно и спокойно в мамином животике, а сейчас ребёнку нужно приспосабливаться к другим условиям жизни.
Своим громким криком новорожденный сообщает о появлении на свет. Ребёнка кладут на живот маме после рождения, тут и начинают устанавливаться ниточки общения ребёнка и матери. Заботливая акушерка прикладывает ребёнка к маминой груди. Обязательно нужно погладить свое «чудо», улыбнуться ему и сказать пару ласковых слов о том, какое счастье, что он появился на свет. Чудесно, если в палате при рождении находился папа, он тоже может взять на руки свое сокровище и сказать ему несколько приветливых фраз. Так, в родзале устанавливаются крепкие эмоциональные связи между взрослым и ребёнком. Каждый взгляд, улыбка и слова, обращенные к малышу, важны в развитии речи.
После двух месяцев на лице у ребёнка можно заметить различные выразительные мимические движения: он может сморщить носик, поднять бровки, улыбнуться. Все это отражает его состояние. В первые месяцы жизни малыш может выразить свои желания только с помощью плача и крика. Нужно быть внимательными, и вскоре можно научиться понимать кроху. Ребёнок слышит свой крик, давая тем самым толчок к развитию органов артикуляции.
С трехмесячного возраста ребёнок начинает гулить. Звуки гуления не несут смысла, с их помощью малыш привлекает внимание взрослого. Такое общение вызывает бурю эмоции у грудничка.
С шести месяцев ребёнок начинает понимать речь взрослого и старается активно лепетать. К шести месяцам он обозначает слогами «ма», «бу», «гу» и т. д. предметы повседневного обихода. Спустя еще месяц малыш разными звуками обозначает свои желания. К 11 месяцам слоги, которые проговаривает ребёнок, различаются высотой и громкостью звука. Ну а к концу первого года ваш ребёнок порадует всех первыми словами. Так, к первому дню рождения малыш произносит примерно 9 слов, а понимает около 100. Некоторые дети могут в этом возрасте произносить простые предложения, а иногда и развернутую фразу.
Роль родителей в развитии речи детей
Родители очень хотят иметь здоровых, умных и счастливых детей. Что они могут сделать для правильного речевого развития малыша?
- Будущим маме и папе надо очень внимательно относиться к своему здоровью перед планированием ребёнка. Неблагоприятное течение беременности и родов может плохо отразиться на речевом развитии детей.
- В нашем теле все взаимосвязано: от пяток до макушки. Здоровое развитие дыхательной системы у ребёнка обеспечит правильное дыхание и голосоподачу, то есть, предпосылки для правильного развития речи.
- Нужно исключить даже небольшое снижение слуха. Ребёнку нужно хорошо слышать речь окружающих, чтобы начать самому воспроизводить звуки и слова.
- Родители должны следить за состоянием ротовой полости, дефекты которой могут привести к целому ряду проблем. Нарушение прикуса, изменение формы и положения зубов, укороченные уздечки мешают артикуляции и приводят к деформации лица.
- Для развития правильного прикуса очень важно кормить ребёнка грудным молоком, отказаться от пустышки или пользоваться ортодонтическими приспособлениями.
- Родители должны следить за ростом зубов, посещать стоматолога важно уже на первом году жизни. Укороченную уздечку с помощью специальных упражнений можно растянуть, в этом помогает логопед. Только после консультации с хирургом-стоматологом ее можно подрезать, если возникнет необходимость.
Важно знать, что совместно с физическим развитием развиваются и психические функции детей: восприятие, внимание, мышление. Хорошее психомоторное развитие дает толчок для речи.
Игры и упражнения для речевого развития ребёнка
Развитие ребёнка напрямую зависит от того, как развивается речь. Многие родители хотят, чтобы их чадо «быстрее заговорило». Речь детей можно и нужно стимулировать. Как это сделать? На что обратить внимание?
- Тактильный контакт.
Некоторые родители боятся часто брать ребёнка на руки, но это большая ошибка. Развитие ребёнка зависит от вашего внимания. Как можно чаще радуйте своего малыша, берите своего ребёнка на руки, у вас будет формироваться эмоциональная связь, что создаст предпосылки для дальнейшего нормального речевого развития ребёнка.
- Разговор с малышом.
При обращении к малышу меняйте свой голос, говорите то громче, то тише. Старайтесь ловить взгляд малыша, смотрите ему в глаза, и вы заметите, как малыш постарается вам ответить. Ласковый голос мамы и папы, приятное пение вызывает гуление у малыша. Но если ваш ребёнок не гулит, отворачивается, можно научить малыша. Сначала поговорите с ребёнком, спойте песенку. Малыш начнет прислушиваться к звукам голоса. Медленно произносите звуки «а», «а-а», «ау», «гу», «агу». Старайтесь, чтобы ребёнок следил за вашими губами, поэтому широко открывайте рот.
- Музыка в доме.
Дети очень живо реагируют на музыку, а игры с ручками и ножками в момент звучания знакомой песенки не оставят равнодушными ни одного ребёнка, и он начинает активно гулить. Пойте сами, включайте песни и музыку, используйте музыкальные игрушки.
- Развитие слуха.
Чтобы ребёнок заговорил, очень важно развивать слуховое внимание. Предложите малышу озвученную игрушку, прослушайте ее, а затем спрячьте, повторите такую игру несколько раз, и вскоре ребёнок начнет искать игрушку глазами.
- Чтение стихов.
К концу первого года жизни «разговориться»малышам помогают стихи болтушки. Например:
— Добрый день, зайчата! (Показываем два пальчика)
— Морковку отыскали?
— Да, да, да! (Кивает головой).
— А теперь поскакали! (Прыжки на месте).
Читайте стихотворение и вместе с ребёнком выполняйте несложные движения.
- Пальчиковые игры.
Игры с пальчиками рук детей словно молоточками стучат по речевым центрам. Упражнения для пальчиков можно начинать с трехмесячного возраста. Ежедневно делайте массаж пальчиков, предложите ребёнку покатать между ладошек колючие мячики, 2−3 минут будет достаточно.
- Игры с бумагой и пластилином.
Много ярких эмоций вызовет игра в «Салют»: вместе с малышом порвите салфетки на мелкие кусочки и подкиньте их вверх. Пластилин является незаменимым материалом в развитии мелкой моторики. Сначала можно отрывать маленькие кусочки пластилина и приклеивать на картинку, затем учитесь катать колбаски и шарики.
- Чтение.
Чтение книг ребёнку занимает особое место в развитии речи детей. Нужно приучать детей к книгам с раннего детства. Заинтересуют малыша книги с яркими картинками, с музыкальным сопровождением. Очень радостно дети реагируют на «книги−раскладушки». Когда читаете малышу, не забывайте рассматривать картинки. Назовите каждого персонажа, укажите части тела, произносите, кто как разговаривает разными интонациями.
Физическое и психическое развитие первого года жизни малыша очень взаимосвязано с развитием у него речи. Нужно уделять очень много внимания своему ребёнку для того, чтобы в последующем избежать речевых проблем. Помните главное: любые игры и упражнения будут эффективны для развития речи ребёнка только при регулярных занятиях, которые приносят и ему, и вам удовольствие и положительные эмоции.