Ведение быта отнимает у взрослых людей много сил и времени. Чтобы содержать в дом в чистоте и порядке, нужно каждый день выделять как минимум 20-30 минут. Иногда и этого времени бывает мало, ведь чем больше людей проживает в одной квартире, тем быстрее возникает необходимость в наведении порядка, мытье посуды, приготовлении еды и раскладывании вещей по местам. Чтобы максимально облегчить процесс уборки и сделать его более эффективным, нужно привлечь к нему всех членов семьи, включая и детей. Некоторые посильные обязанности ребёнок, скорее всего, будет выполнять с особым энтузиазмом, чувствуя себя причастным к общему делу.
Как определить детские обязанности?
Многим родителям сложно определить, что именно поручить ребёнку и какие обязанности не внесут кардинальных изменений в его привычный распорядок дня. Справедливо отметить, что они должны быть посильными для ребёнка и не должны мешать его учебе. На первом месте остается добросовестное выполнение школьных домашних заданий и достаточное количество сна. В какое время школьник может помогать родителям по дому?
Легкая физическая активность — наилучший способ переключить свое внимание с умственной деятельности и дать отдохнуть нервной системе. После возвращения из школы ребёнок может пообедать, а затем вымыть посуду, выкинуть мусор, пропылесосить.
Если речь идет об ученике младших классов, взрослым нужно позаботиться, чтобы возложенные на него обязанности он мог выполнить самостоятельно, без помощи родителей — например, включить горячую воду, стиральную машину.
В некоторых семьях принято, что какую-то домашнюю работу делают исключительно дети, а взрослые только проверяют качество ее исполнения. Какие именно это будут обязанности, можно совместно решить на семейном совете.
Независимо от того, каков возраст ребёнка, его, без сомнения, стоит привлекать к домашнему труду. Когда он начнет самостоятельную жизнь, приобретенные полезные привычки сослужат ему хорошую службу.
Учитывается ли мнение ребёнка?
Чтобы ребёнок выполнял обязанности с энтузиазмом, они должны ему нравиться или, как минимум, не вызывать отрицательных эмоций. Стоит спросить, чем бы он хотел заниматься?
Нередко домашние дела на самом деле увлекают малышей. Достаточно посмотреть, с какой готовностью маленький ребёнок помогает матери складывать белье в стиральную машину, или как он имитирует мытье полов.
Если кто-то из детей проявляет явный кулинарный талант, интересуется приготовлением пищи, можно привлечь его к кухонным делам. Восьмилетний ребёнок без проблем способен сделать горячие бутерброды, почистить картошку, отварить макароны. Приготовление сложных, экзотических блюд может стать профессией, главное — вовремя разглядеть талант. Если речь идет о ребёнке 5-7 лет, находиться на кухне он должен только в сопровождении взрослых. Есть риск травмироваться: обжечься кипятком или раскаленным маслом, порезаться ножом.
Чистоплотные по натуре дети могут поддерживать порядок в детской комнате без напоминаний. Им самим неприятно жить в беспорядке, поэтому они самостоятельно убирают на полках в шкафу, в ящиках письменного стола.
Должны ли родители хвалить детей?
Для ребёнка важно чувствовать, что он делает нечто важное, и его помощь очень ценится родителями. Неважно, каков его возраст — в похвале одинаково нуждаются и семилетний малыш, и подросток. Добрые слова укрепляют ребёнка во мнении, что он все делает правильно, и одновременно придают энтузиазма.
Взрослому ничего не стоит отметить, как хорошо в доме вымыта посуда или протерта пыль. Если какую-то работу ребёнок выполнил не очень качественно, его все равно нужно сначала похвалить, и только потом мягко заострить внимание на отрицательных моментах. Главное — не отбить желание помогать наводить порядок и чистоту несправедливыми замечаниями.
Иногда родители предпочитают поощрять детей за выполненную работу финансово. Хорошо это или плохо? С одной стороны, это стимулирует брать на себя немного больше обязанностей и делать все на совесть. С другой, исчезает понимание того, что помогать родителям нужно не только за материальное вознаграждение. Ведь ребёнок — это такой же полноценный член семьи, как и все остальные, и он должен принимать участие в семейных делах, потому что тоже живет в этом доме.
Стоит ли поощрять ребёнка материально, взрослые должны решить сами. Возможно, хорошо сделанная работа станет поводом для прибавки к карманным расходам.
С возрастом обязанностей становится больше?
Подростку можно доверить гораздо больше, чем ребёнку младшего школьного возраста, поэтому с течением времени нагрузка чаще всего возрастает. Если маленьким детям не рекомендуется самостоятельно обращаться с утюгом, зажигать газ или включать электроплиту, то подростку это вполне по силам. А также он может сходить в магазин и купить продуктов на всю семью.
Ученики старших классов зачастую стараются подрабатывать, когда для этого представляется возможность. Многие дети стремятся часть заработанных денег вложить в семейный бюджет, например, оплатить коммунальные услуги. Родителям стоит поддерживать такую инициативу. Это развивает чувство ответственности и учит правильно распределять собственные финансы.
Если ребёнок понимает, как много сил его родители отдают работе, чтобы обеспечить всей семье высокий уровень жизни, он будет без напоминаний выполнять свою часть домашней работы. Со временем выполнение ежедневных дел входит в привычку. А если своевременно убирать в квартире, грязь и мусор в ней не будут успевать накапливаться. Именно поэтому каждый день поддерживать порядок намного проще, чем раз в две недели устраивать генеральную уборку.
Взрослым стоит помнить, что дети очень любят во всем им подражать. И если родители достаточно аккуратны и чистоплотны, ребёнок, глядя на них, приобретет такие же привычки. Каждый день он смотрит, как родители моют обувь сразу по возвращении с улицы, всегда убирают со стола после еды, складывают вещи в шкаф, наводят порядок на письменном столе, и тогда он начинает делать то же самое.
Поэтому прежде, чем продумывать, какую часть обязанностей возложить на ребёнка, необходимо проверить уровень собственной аккуратности и самодисциплины. Возможно, окажется, что именно сейчас лучшее время для приобретения навыков.