Очень многие родители сталкивались с этим этапом развития ребёнка — малыш везде лезет, стремится каждый ящик и полку в шкафу изучить, вывалив ее содержимое на пол. Конечно, такое поведение крохи может вызвать неудовольствие у многих взрослых — ведь для них прибавится работы по дому. Но на самом деле, это очень хороший симптом — таким образом ребёнок реализует природное любопытство. Это качество потом будет незаменимым в жизни человека.
Ребёнку интересен его дом
Некоторые родители могут подумать, что стремление ребёнка выпотрошить ящики комода — это только хаотическое стремление к не имеющей значения деятельности. Главное — чем-то себя занять! Конечно, это не так. Так реализуется природой заложенная программа, которую проходят так или иначе детеныши абсолютно всех живых существ — развитие ребёнка требует данных о мире вокруг него. А первый мир для любого малыша — это его жилище. В былые времена, когда уровень развития цивилизации был не так высок, у ребёнка просто не было такого широкого поля для деятельности, каковое имеют современные дети. Столько вещей окружает со всех сторон!
Ребёнок впервые задумается об этом, как только откроет какую-нибудь дверцу и увидит за ней кучу разных предметов. Как же их не изучить? А постигать окружающее пространство кроха пока умеет только хватая руками и пробуя на зуб. Так что совершенно естественно, что канцелярские принадлежности, постельное белье, одежда и столовые приборы быстро оказываются на полу вокруг малыша. Родители удивляются, почему юный исследователь так недолго задерживается на каждой вещи, раз ему важно изучить ее, а тянет руки к новой? Здесь все просто: ребёнок еще мал, и ему сложно концентрировать надолго внимание на чем-то одном. Схватил — все, опыт считается приобретенным.
Физическое и интеллектуальное развитие ребёнка
Что же дает удовлетворение исследовательского интереса развитию ребёнка? Чего ради родители должны нагружать себя лишней работой по дому каждый день снова и снова? На самом деле, это действительно важный процесс. Любопытство, которое движет крохой, — это ни что иное, как познавательная деятельность, лежащая в основе всех процессов обучения в будущем. Только желание узнать что-то новое когда-нибудь научит малыша по-настоящему качественно читать, а ведь чтение необходимо для всей современной системы обучения в любом учебном заведении. И в школе, и в ВУЗе только желание усовершенствовать свои знания и навыки, а вовсе не стремление к хорошим оценкам, послужат залогом успешности человека.
Кроме того, постоянное манипулирование предметами разного размера, формы и фактуры стимулирует развитие ребёнка в области мелкой моторики. Вытащить из ящика двадцать ложек или пять пододеяльников — это совершено разные, но очень серьезные усилия. Ребёнок таким образом получит опыт манипулирования большими и маленькими предметами, получит представление о металле, ткани, пластике и т. д. А ведь центры в мозгу, отвечающие за развитие мелкой моторики, находятся в непосредственной близости от речевых центров. Так что, позволяя малышу всесторонне исследовать дом, родители стимулируют интеллектуальное развитие ребёнка в комплексе.
Остановить детей? Это утопия!
Маленькие дети редко умеют ценить чистоту и порядок в доме. Осознание важности подобной организации пространства обычно приходит в более зрелом возрасте. Потому родители зачастую стремятся удержать дом в порядке любой ценой. Тем более, что всем известно, что чистота — залог здоровья. И чаще всего именно у склонных к максимальной аккуратности родителей вырастают дети-ураганы, остановить которых невозможно никакими силами. Родители приобретают новые и современные ограничители на ящики и дверцы, они не спускают с малышу глаз? Крохе будет достаточно доли секунды, пока мама отвернется, чтобы справиться с замком на самом опасном ящике с острым предметами или лекарствами. У ребёнка нет естественного чувства страха?
На самом деле такое повышенное стремление нарушить все правила и попасть в максимальное количество запрещенных мест совершенно естественно — инстинкту исследования нет выхода. Ребёнок помещен в рамки, не являющиеся биологической нормой для него. Энергия требует реализации, потому она прорывается наружу в концентрированном варианте. Если бы у малыша в доступе были легитимные способы удовлетворить свое желание исследовать пространство, он бы вывернул ящики с носками или полку со свитерами, но не лез в действительно опасные места. Если родители замечают за свои крохой повышенную тягу в разрушительной деятельности, им следует пересмотреть свои требования к тотальному порядку в доме.
Когда родители правы и не правы
Но иногда родители замечают, что ребёнок вовсе не рвется исследовать окружающее его пространство. Он довольствуется своими играми, а столовые приборы и предметы одежды лежат в порядке в ящиках, совершенно не тронутые. Родителям таких детей повезло? Вряд ли. Везением нельзя назвать заслуженный результат работы: очень может быть, что мама и папа просто ответственно подошли к организации развития ребёнка в детской. У крохи есть качественная развивающая среда по возрасту, игрушек не избыточное количество, но достаточное, чтобы заинтересовать малыша надолго. А главное — родители сами активно занимаются с ребёнком. В этом случае все любопытство реализуется в играх и общении, и у малыша просто нет необходимости идти искать приключения в другие места в квартире.
Однако стоит насторожиться, если игрушки в детской также не интересуют ребёнка, как и прочие уголки в доме. Он хочет быть только рядом с родителями, хотя любая совместная игра также быстро надоедает. Мама с папой сталкиваются с непростой задачей: чего хочу, не знаю, чего знаю, не хочу, и так без конца. Это тревожный симптом, говорящий о неуверенности крохи в себе. Его настораживает что-то в этом мире, но не чувствует себя в безопасности в своем доме. В таком состоянии не до игр, потому кроха ищет эмоциональной помощи у самых важных взрослых в своей жизни — родителей. Им-то и стоит проанализировать эмоциональную обстановку в доме, чтобы понять, что же могло вызвать такие ощущения у ребёнка.