Известная во всем мире головоломка-паззл давно стала популярна в семьях с маленькими детьми. Когда малыш собирает картинку из разрезанных кусочков, развитие ребёнка идет вперед семимильными шагами. В это время стимулируется и мелкая моторика, а значит, развиваются речевые центры. Вместе с тем ребёнок учится видеть целое в составных частях, а также отождествлять изображение на коробке с картинкой у себя под руками. Все это чрезвычайно важно в детском возрасте.
Ребёнок знакомится с паззлом
Когда речь заходит о головоломках, родители традиционно представляют себе сложные структуры типа кубика Рубика или серьезного паззла в несколько десятков деталей. Такие развлечения и в самом деле подойдут для развития ребёнка старше трех лет. Но это не значит, что раньше не стоит даже думать о том, чтобы малыш познакомился с принципами собирания картинки. На самом деле осваивать принципы, которые в будущем пригодятся для соединения частей, дети могут уже в возрасте до одного года. Фигурный сортер поможет крохе постигнуть принципы соответствия фигур в пространстве. Попасть треугольным кубиком в треугольно отверстие, а круглым в круг — это ценнейший навык для развития ребёнка на первом году жизни.
Дети собирают первые картинки
Настоящие паззлы с картинками родители могут начать предлагать малышу примерно с полутора лет. Только крохе понадобится их помощь в этом процессе. Во-первых, работа с паззлом кропотливый процесс, а ребёнок еще не может надолго концентрировать внимание на одном процессе, он легко отвлекается, меняет виды деятельности. Так он не увидит результата своих стараний, а значит, не поймет, зачем ему вообще пытаться собрать картинку. А во-вторых, это и в самом деле очень трудно для маленького ребёнка. Ведь крохе предстоит постичь сразу много сложнейших видов познавательной деятельности.
Первый паззл для малыша должен быть совсем простым, картинка должна состоять всего из двух частей. Это только родителям может показаться, что соединить две половинки очень просто, и усилии для этого не требуется. На самом деле, ребёнку предстоит проделать колоссальный интеллектуальный труд, поняв принцип работы по дополнению одной части другой, а также по правильному соединению сторон картинки. Отдельная работа — понять, что результат должен получиться не сам по себе, а соответствующий показанному образцу. Не стоит расстраиваться, если у крохи сразу не получится — развитие ребёнка вещь не быстрая.
Если ребёнок устал от приложения усилий и не хочет продолжать, родители не должны настаивать. Да, очень хочется наконец увидеть достижения малыша, подарить ему радость от удовлетворения свое деятельностью. Но эта радость возникнет только в том случае, если ребёнок сам прилагает усилия и старается. Маленькие дети в возрасте до трех лет вообще не способны делать что-либо по принуждению, они просто отказываются или плачут. Если кроха вошел в такое состояние, то продолжать принуждать его собирать паззл — верный способ с младых ногтей привить отвращение к этому виду проведения досуга. Исправить ситуацию потом будет очень сложно.
Лучше отвлечь малыша на другую картинку. Не получилось соединить две половинки яблока? Смотри, вот другое изображение, тут домик. Ну-ка, попытаемся! Все внимание ребёнка пока сосредоточено на самом изображении, а не на процессе сборки, так что велика вероятность, что он с радостью возьмется за новое дело. Ну а нет так нет, возможно, слишком много времени было посвящено интеллектуальному развитию ребёнка, теперь крохе нужна динамическая пауза. Зато первые успехи должны сопровождаться бурными восторгами со стороны родителей — ура, получилось, ты смог!
Развитие ребёнка продолжается
К сборке паззла, состоящего из большего количества фрагментов, стоит переходить только тогда, когда предыдущий этап полностью освоен, ребёнок без затруднения выполняет новые и новые задания одного уровня. После освоения половинок простейшего изображения можно переходить к картинкам из четырех частей. Здесь ребёнок сможет задействовать свои знания об объектах. Родители поначалу могут направлять действия крохи. «Кого мы собираем? Правильно, кошечку. А чего кошечке не хватает? Хвостика. Как же вернуть кошечке хвостик вот с этого кусочка картинки?» Можно даже подсказать, если видно, что ребёнок очень старается, но у него никак не получается. Главное только не превращать помощь в обязательную составляющую, иначе процесс потеряет смысл, а развитие ребёнка ничего не приобретет от такой деятельности.
Когда малышу будет больше трех лет, родители могут предложить ему самый настоящий паззл со сложными фигурными фрагментами. Их в самом начале может быть не очень много — ведь ребёнку предстоит освоить новые формы, привыкнуть к мелким деталям. А значит, снова понадобится помощь родителей. В освоении нового уровня это совершено нормально и необходимо крохе для ощущения уверенности в себе: мама верит в меня, значит, я точно смогу, только еще немного подумаю. Скоро ребёнок сам начнет делать первые выводы о логике составления картинки, искать соседние фрагменты или сначала выкладывать рамку из кусочков с гладкими стенками.
Родители учат порядку
На этом этапе родители должны подсказать малышу основные правила работы с такими головоломками. В начале работы необходимо все кусочки перевернуть картинкой вверх, чтобы ребёнок мог ознакомиться с изображениями, оценить направление работы. Если в картинке есть четко выделенные цветовые зоны или пространства одного оттенка, можно попытаться сгруппировать и расположить в соответствующем порядке группы фрагментов. Потом подходящий будет проще искать не из общей кучи, а из группы меньшего размера. Какие-то соединения деталей пались на глаза сразу, но они относятся к разным частям картинки? Соединяем и раскладываем их примерно на своих местах — потом будет проще организовать пространство вокруг.
Паззл можно собирать всей семьей, если это большой набор. Но ориентироваться в выборе набора все же стоит на самых младших участников. Ведь взрослые смогут собирать простые картинки, а ребёнок не осилит мелкие сложные структуры и быстро потеряет интерес к занятию. Также родители могут предложить детям пособирать паззлы с одинаковым количеством деталей на время, кто быстрее. Соревновательный дух всегда был большим стимулом для развития ребёнка.