Если ребёнок оказывается в больнице, последнее, о чем думают родители – как бы поссориться с медицинским персоналом. Но бывает, что конфликты неизбежны. Если не понятно, что происходит, результаты обследования не разъясняют, а к ребёнку и вовсе не хотят пускать, приходится что-то делать.
Одни родители готовы идти на любые уступки, только б ребёнка лечили, другие верят в авторитет врачей и не готовы спорить, хотя закон в некоторых случаях на их стороне. Так что знайте, на что вы имеете право, когда ребёнок в больнице. Даже если во внутренних правилах медицинского учреждения написано иначе.
Родители могут быть вместе с ребёнком
Причем не только родители: если ребёнок в больнице, он имеет право на пребывание любого члена семьи рядом с ним. И родственник может не только находиться в палате, но и вместе с ребёнком быть во время взятия анализов, ультразвукового исследования, рентгенографии и прочих диагностических и лечебных процедур (если во время них допускается нахождение в помещении. В операционную, конечно, не пустят).
Это интересно!
Украинские ученые провели исследование влияния окружения новорожденных в отделениях патологии и выявили, что лучше всего себя чувствовали те детки, которые там находились не только с мамой, а и с другими членами семьи, которым разрешали длительные посещения.
В реанимацию – можно!
Согласно пункту 3 статьи 51 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», родственники могут также находиться в реанимации. В реальности родителям нередко препятствуют приходить к детям, ограничивая часы и количество визитов в сутки или указывая, что они могут стать помехой лечению других пациентов.
Запретить посещать ребёнка нельзя. Хотя медперсонал может и должен требовать соблюдать правила: носить бахилы и халат, выключать, а лучше оставлять за пределами реанимации телефоны и прочие мобильные гаджеты, разумеется, не трогать оборудование и не перемещать, перекладывать, усаживать ребёнка.
Кроме того, посетителя могут попросить выйти во время инвазивных процедур, например, при установке катетера в вену. Подробнее о правах родителей, если ребёнок в реанимации, мы рассказываем в отдельной статье.
Еду и кровать дадут не всем
Если ребёнок в стационаре, то взрослый может быть с ним постоянно вне зависимости от возраста. А вот спальное место и питание бесплатно предоставляют только если:
- Болеет малыш младше 4 лет;
- Врач считает присутствие родственника необходимым по медицинским показаниям.
Второй пункт достаточно неопределенный: четкого перечня этих показаний нет. Но если вы считаете, то ребёнку требуется постоянно присматривать, так как у него есть серьезные приступы кашля с одышкой или резкие скачки температуры, стоит написать заявление на имя главврача со всеми аргументами.
Если же состояние достаточно стабильное и ребёнок старше 4 лет, то лежать с ним вместе в больнице родителям можно, а вот раскладушку и еду придется оплачивать. И это тоже не всегда доступно: в некоторых стационарах нет такой опции, так что мамы нередко едят что-то свое, а спят на стульчике или на одеяле на полу (делить кровать с больным ребёнком запрещено).
Вы имеете право знать о способах и результатах лечения
Согласно пункту 1 статьи 22 того же закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», все пациенты имеют право на информацию о состоянии своего здоровья и лечении, которое им назначено или проводится.
Так что врач не может ограничиться озвучиванием диагноза, а должен рассказать о результатах анализов и обследования, прогнозы на выздоровление, какие виды помощи и какие препараты он назначает ребёнку, а также предупредить о потенциальных рисках и побочных эффектах.
Важно!
Если ребёнок младше 16 лет, то вся информация от врача сообщается родителям. Если же он старше, то он считается полноправным пациентом, данные о состоянии здоровья и лечении которого не могут разглашаться даже родителям, если он не дал письменное согласие.
Если в объяснении врача ничего не понятно, не стесняйтесь просить объяснить иначе. Если это не помогает, можно посмотреть документы об обследовании и назначениях, получить копию и выписку из карты и обратиться к другим специалистам – это тоже право родителей ребёнка.
Согласие на лечение и процедуры
Родители могут давать или не давать согласие на практически любые медицинские вмешательства. Единственная ситуация, когда врачи могут лечить пациента без получения информированного согласия – если есть внезапная угроза жизни пациента.
И прежде, чем поставить подпись на этом документе, вы имеете право узнать, какие процедуры планируются, для чего они нужны и какие последствия возможны. После объяснения можно отказаться как от процедур и манипуляций, так и от препаратов. Тогда врач должен разъяснить доступным языком, к чему может привести отказ и есть ли альтернативы.
Выбор лечащего врача
Мы все люди, и врачи – не исключение. А значит, возможны сложности в общении и напряженные ситуации. Чтобы непонимание не помешало ребёнку выздоравливать, родители могут выбрать другого специалиста того же профиля.
Чтобы это сделать, надо написать главврачу медучреждения заявление с причинами просьбы о замене и указанием ФИО другого врача.
Важно помнить, что выбранный вами специалист может не согласиться, чаще всего это происходит из-за повышенной нагрузки и нехватки кадров. Тогда можно выбрать другое медучреждение: в законе также оговаривается право пациента выбирать медицинскую организацию.
Больничный, когда ребёнок в больнице
Листок временной нетрудоспособности, или больничный лист полагается родителям, которые находятся с ребёнком в больнице. Продолжительность его срока зависит от возраста:
- С детьми до 7 лет срок больничного листа должен покрывать весь период пребывания в медучреждении.
- От 7 до 15 лет – до 15 суток.
- После 15 лет больничный родителям не положен.
Оплата по такому листку нетрудоспособности проводится также, как и по обычному больничному. Однако при подсчете дней в течение года выплата производится максимум за 60 суток ухода, если ребёнок до 7 лет, и з 45 суток при возрасте от 7 до 15 лет.
Исключение: список особых заболеваний, с которыми длительность оплачиваемого больничного листа не ограничивается.
Вы можете позвать священника
В случае тяжелых болезней или длительного пребывания в стационаре некотрые родители хотят привести к ребёнку священника для молитвы или, например, крещения. Закон не препятствует религиозным обрядам в медучреждениях, и у вас есть такое право.
Вы можете жаловаться на нарушение прав
Если ваши законные права вступают в конфликт с требованиями внутреннего распорядка медучреждения, вы имеете право жаловаться и добиваться выполнения своих требований. Первая линия обороны прав пациента – ваша страховая компания, которая выдала полис ОМС: ее специалисты обязаны защищать права своих клиентов.
Но это не все возможности. Недовольный пациент также имеет право звонить в Минздрав (комитет, департамент здравоохранения региона), Росздравнадзор и даже прокуратуру.
- 8 (800) 550-99-03 Горячая линия Росздравнадзора.
- 8(495)777-77-77 Горячая линия Минздрава для Москвы (в остальных регионах номера другие). Можно также писать в аккаунты соцсетей Минздрава в Одноклассниках и Вконтакте.
- В прокуратуру надо обращаться по телефону своего региона или через интернет-приемную.
Свои права надо знать: они помогут вам и ребёнку выздоравливать быстрее и оставаться здоровыми. В том числе и при заболеваниях, не требующих госпитализации. Читайте статью «Права и обязанности участковых педиатров», чтобы ответственно подходить к вопросам здоровья детей.