Если дети не слушают указаний, это серьёзно раздражает. Особенно когда у вас мало времени, а ребёнок не хочет двигаться с места. Важно научить его слушаться с первого раза, иначе игнорирование ваших просьб может стать плохой привычкой.
Если вы не получаете ответа, когда говорите ребёнку идти домой, или он ведёт себя так, будто не слышит, что пора собрать свои игрушки, вот семь шагов, которые помогут научить детей перестать игнорировать взрослых и начать слушаться с первого слова.
Устраните отвлекающие факторы
Важно различать умышленное неповиновение и простое нежелание слышать взрослых. Если вы кричите ребёнка, когда он играет в видеоигры в другой комнате, он может быть слишком поглощен игрой, чтобы услышать, как его зовут. Если говорите, что прогулка кончилась, когда дети бегают или проносятся мимо на велосипеде, они могут просто не понять, что вы хотите сказать.
Прежде чем давать инструкции ребёнку, избавьтесь от всех отвлекающих факторов. Выключите телевизор, позовите его по имени и установите зрительный контакт. Возможно, вам даже придется положить руку ему на плечо. Затем дайте четкие указания, что вы от него хотите.
Высказывайтесь кратко и просто: «Поднимите свои игрушки, пожалуйста». Пропустите лекцию о поведении и правилах и говорите твёрдым и нейтральным тоном голоса.
Учёные Стэнфордского Университета объясняют, что нарушение регуляции эмоций у подростков — обычное дело, которое далеко не всегда зависит от происходящего вокруг них. Поэтому не стоит принимать весь детский негатив в высказываниях на свой счет. Лучше поддерживать постоянство в отношении к ребёнку.
Попросите повторить
Убедитесь, что ребёнок понял, что вы сказали, попросив его повторить ваши инструкции. Спросите: «Так что ты должен делать сейчас?» и подождите, пока они объяснят: «Я должен найти и надеть ботинки, чтобы идти гулять».
Объясните по пунктам, если ребёнок пересказывает с сомнением («где-то найти какие-то ботинки») или спросите, есть ли у него вопросы. Если ребёнок может повторить точно или правильно пересказать, что он должен делать, значит, вы донесли ожидания ясно и чётко.
Давайте только одно предупреждение
После того, как вы дали инструкции ребёнку и убедились, что он понял, подождите около пяти секунд. Может потребоваться некоторое время, чтобы информация усваивалась. Если ребёнок не делает никаких попыток выполнить команду, он игнорирует вас.
В этом случае наступает этап для предупреждения. Скажите ему что-нибудь вроде: «Если ты сейчас не начнешь убираться в своей комнате, ты не будешь вечером играть на компьютере».
Используйте тот же подход, даже если ребёнок не полностью игнорирует вас. Если он говорит что-то вроде «Я знаю!» или «Я сделаю это через минуту», предупредите о последствиях, но оставьте некоторую свободу для гибкости. В конце концов, иногда стоит позволить детям вежливо защищать себя, если они заняты другим делом.
Отличный способ уменьшить количество конфликтов и улучшить послушание — предоставить ограниченный выбор. Это дает ребёнку возможность ощутить ответственность и чувство его личного контроля за ситуацией. Варианты можно представить так: «Ты можешь убраться в своей комнате до или после ужина — как тебе удобно». При этом необходимость уборки сегодня не обсуждается.
Учёные Университета Северной Каролины выяснили, что положительные и позитивные взаимодействия между родителями и детьми влияют не только на эмоции и психику детей: у подростков в семьях, где принято поддерживать друг друга, так же лучше физическое здоровье и меньше случаев простуды и гриппа.
Выполняйте обещанное
После того, как вы сделали предупреждение, дайте ребёнку несколько секунд осознать информацию. Если ребёнок не делает попыток выполнить то, о чём вы просите, доведите ситуацию до конца: «Так как ты решил не мыть посуду, ты так же решил не тратить время на видеоигры».
Убедитесь, что ребёнок понимает, что потеря возможности играть — это не ваше решение, а его личный выбор. Подчеркните, что он ещё может выбрать помыть посуду и изменить результаты.
Также убедитесь, что вы выполняете то, о чём предупреждали, и не высказываете пустых угроз. Если вы не готовы пройти через последствия, которые сами изложили (например, лишение возможности играть), заранее продумывайте другие варианты последствия непослушания.
Поговорите и продумайте план вместе
Выберите время и начните разговор с фразы: «Я замечаю, что у нас есть проблемы: ты не всегда меня слушаешь сразу, особенно когда надо что-то сделать. Что тебе мешает?». И вместо того, чтобы обвинять детей в непослушании, попытайтесь поговорить о возможных препятствиях.
Для некоторых детей получение похвалы и положительного внимания является достаточной мотивацией, чтобы продолжать делать так же. Если вы скажете ребенку: «Отлично, ты выключил телевизор, когда я тебя попросил», у него может быть больше мотивации сделать это снова.
Позитивное подкрепление и похвала — мощные инструменты в воспитании детей. Чтобы делать это правильно, читайте наши советы в отдельной статье.
Другим детям нужно больше стимулов, чтобы следовать указаниям. Подумайте о системе вознаграждений, чтобы мотивировать ребёнка быть более послушным.
Исключите основные проблемы
Если отказ ребёнка слушать взрослых является проблемой более чем в одной ситуации (например, он не слушается дома и в школе), важно исключить основные проблемы. Есть несколько вопросов, которые вы должны задать себе, прежде чем предположить, что всё дело в привычке игнорировать указания.
- У ребёнка есть проблемы с концентрацией внимания? Если ребёнок очень сосредоточен на том, что он делает, и не слышит вас, или если он не может сосредоточиться достаточно долго, чтобы довести до конца задание, что вы сказали, у него может быть такое нарушение развития, как СДВГ.
- Есть ли у ребёнка когнитивные расстройства? Проблемы развития или когнитивные нарушения могут мешать детям обрабатывать информацию и действовать по инструкции в течение короткого промежутка времени.
- Может ли у вашего ребёнка быть проблема со слухом? Проверьте слух, если вам кажется, что ребёнок плохо слышит вас или понимает ваши указания. Стоит знать, что такие проблемы далеко не всегда проявляются очевидным для взрослых образом: дети могут не знать, что такое слышать хорошо. Чтобы лучше разобраться в вопросе, читайте статью «7 мифов о нарушении слуха у детей: проверьте себя!».
Использованы фотоматериалы Shutterstock