Пожалуй, дети любят сладости так же сильно, как большинство родителей опасаются детских истерик. Хотя есть те, кто не видит в сахаре ничего страшного, но многие его ограничивают. Причем не столько из-за кариеса или боязни диабета: считается, что сахар – причина перевозбуждения и детских истерик.
Эта теория не только будоражит родителей и заставляет убирать со стола конфеты – она рассматривается даже как причина синдрома гиперактивности у детей. И зря. Рассказываем, откуда появился этот «сладкий миф», и как эксперты его уже опровергли.
Сахар и «невротичный ребёнок»: откуда появился миф?
Информации о вреде сахара полным-полно. Ее транслируют с экранов, печатают в журналах. Даже в детских мультиках можно встретить разъяснения: вот милый и спокойный ребёнок съел кулек конфет и начал беситься. А потом у него закончилась «сахарная энергия», он загрустил и упал без сил на кровать.
Исследования уже давно доказали, что сахар – не причина перевозбуждения у детей. Почему же этот миф продолжает существовать?
Потребление сахара может привести к «невротизации ребёнка» – такая теория впервые появилась в медицинской литературе в 1922 году и позже приобрела популярность в 1970-х годах, когда исследователи впервые пытались понять и лечить синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Исследование 1922 года было довольно «нечистым»: сегодня подобные работы активно критикуют.
В нем не учитывалось множество внешних факторов, не было метода слепой рандомизации – когда дети, родители и сами ученые не знают, получает ли испытуемый активное вещество (сахар) или плацебо (например, сахарозаменитель).
Не учитывались также наследственность детей, график сна, уровень стресса, структура питания и многие другие факторы – а они очень влияют на поведение как здоровых детей, так и ребёнка с СДВГ.
Между тем, концепция влияния высокого уровня глюкозы в еде была решительно развенчана двойным слепым контролируемым исследованием, опубликованным в медицинском журнале еще в 1994 году.
В том эксперименте исследователи набирали группы из обычных дошкольников и тех, чьи родители описывали их как чувствительных к влиянию сахара. Затем случайным образом назначали некоторым детям есть сладкую пищу, а другим – продукты, подслащенные аспартамом. Никто, включая родителей, детей и исследователей, не знал, кто из детей что ест.
Никаких поведенческих или когнитивных различий в группах не было обнаружено, и эти же результаты были воспроизведены в нескольких последующих исследованиях.
Воспроизводимость результатов исследования – важный маркер его достоверности. Это значит, что эксперимент всегда будет иметь те же итоги, и это не случайность, а закономерность.
Так, например, влияние некоторых пищевых красителей на здоровье ребёнка подтверждено не раз.
Закономерность в данном случае такова: дети не реагируют на высокие дозы сахара перевозбуждением и истериками.
Что происходит в организме при поступлении глюкозы?
Но как соотнести эту научную реальность с впечатлениями родителей о том, как сахар влияет на их детей? Наши мозг и тело могут чувствовать всплеск энергии после употребления сахара, особенно если после предыдущего принятия пищи прошло какое-то время, и уровень энергии успел снизиться.
Все потому, что пищевой сахар – это простой углевод, который быстро расщепляется в пищеварительном тракте, чтобы достичь кровотока. Но эта быстрая вспышка не переходит в гиперактивность или истерику.
Когда сахар окончательно расщепляется и используется телом, начальный энергетический всплеск может сопровождаться упадком сил, поскольку количество глюкозы в кровотоке снова падает через некоторое время после еды. Опять же, это не обязательно приведет к плохому поведению, но некоторые дети могут чувствовать себя усталыми, голодными или капризными на этой стадии.
Организм каждого человека по-разному реагирует на пищу. Некоторые из нас более чувствительны к падению сахара в крови, чем другие.
Но эти симптомы на самом деле просто указывают на то, что пришло время снова поесть. Причем речь не о сладостях.
Если дети едят смесь жиров и белков вместе с глюкозой, как, например, в сладком йогурте или шоколадном батончике с орехами, любые связанные с сахаром энергетические всплески и последующие провалы становятся едва заметны.
Эксперты утверждают: даже особо чувствительным к «энергии глюкозы» людям помогает избежать таких всплесков обычной баланс белков, жиров и углеводов, например, стакан молока вместе с тарелкой печенья. Реакция организма даже на пирожное или торт будет намного ниже, чем на чистый сахар в чае – потому что в выпечке есть жиры.
Белое зло: мифы о сахаре страшнее, чем он сам
То, как мы говорим о еде, тоже имеет значение. Если рассказывать ребёнку, что сахар «сведет его с ума», это может стать самореализующимся пророчеством. Причем можно даже не говорить самим детям – они отлично слышат все вокруг и впитывают информацию буквально из воздуха.
Диетологи и неврологи утверждают: проблемы детских вечеринок, когда под конец вечера появляется и съедается масса конфет, вызваны не сладким. Дети устают и перевозбуждаются от праздников. Это не означает, что виноват в истериках сахар.
Дети также подхватывают «сахарную тревогу» взрослых, если те регулярно описывают печенье и конфеты как «плохие и вредные» или пытаются строго контролировать, сколько сладостей съедает ребёнок.
Психологический эффект ограничения пищи невозможно переоценить. Когда мы ограничиваем доступ детей к сахару, они, естественно, становятся более озабоченными и заинтересованными в сладостях, а также чрезмерно реагируют и увлекаются, когда их получают.
Вы можете нейтрализовать этот эффект, сделав сахар регулярной и структурированной частью пищевой жизни вашей семьи.
Если вы подаете десерт каждый вечер с ужином, разумно ограничить это одной порцией детского размера, чтобы гарантировать, что угощение не отвлекает слишком много внимания от других продуктов. Но также важно выбрать время (например, при семейной выпечке печенья или праздниках с обилием конфет), когда мы позволяем детям самим отвечать за то, сколько угощений они едят.
Когда дети не чувствуют себя ограниченными в еде, им гораздо легче понять, сколько они действительно хотят съесть, и их реакция может удивить вас.
Дети нуждаются в таком опыте – как вести себя на вечеринках, где доступны многие варианты сладостей, чтобы узнать, как самим регулировать потребление сахара. И они способны на это, если мы им доверяем и позволяем это делать.
Эксперты также советуют давать детям возможность управлять своими желаниями и «экономить удовольствие». Например, после хорошего ужина, когда ребёнок наелся, а в планах еще и десерт, можно мягко предложить ему оставить пирожное на утро. Это – вариант сообщения, что не надо есть сладость прямо сейчас только потому, что она есть на столе.
Эта статья – не о том, что сахар немедленно надо есть, и побольше. Есть семьи, в которых отказываются от быстрых углеводов – и это отлично!
Но если в доме есть сладости, и дети их хотят, то не стоит «демонизировать» сахар. Как раз это вызывает проблемы и истерики. Вместо этого лучше научить ребёнка самому выяснять, что и сколько он хотел бы съесть. Если сладости не являются «запретным плодом», то здоровые пищевые привычки сформировать оказывается намного легче.