Начинается осень, приближаются холода, а с ними и обычные зимние проблемы, вроде простуды и гриппа. Хорошо, если по миру не прокатится пандемия, как это уже бывало в прошлом. MedAboutMe рассказывает об эпидемиях гриппа, нанесших наибольший вред человечеству.
Из истории болезни
Хворь, очень похожую на знакомый нам грипп, упоминал в своих трудах еще «отец медицины» Гиппократ, и было это за 412 лет до наступления нашей эры. Древняя медицина не располагала большим арсеналом лечебных средств и методов, но врачи отличались наблюдательностью и умели хорошо описывать симптомы.
В античности грипп вел себя почти так же, как и сегодня: вызывал жар, миалгию и головную боль, слабость. Был крайне заразен: если заболевал один человек, вскоре болезнь распространялась подобно лесному пожару и поражала десятки и сотни людей. Некоторые эпидемии древности даже попали в летописи. Одну из них, охватившую Римскую империю в 212 году до н. э. описал в своих трудах Тит Ливий.
После угасания Эллады и блистательной и порочной Римской империи грипп никуда не делся. Несколько раз в столетие вспыхивали эпидемии, фатальные для сотен и тысяч человек. Средневековые европейские ученые были опутаны суевериями, блуждали в дебрях оккультизма и религиозных догм, поэтому истоки болезни они искали и в колдовстве злых ведьм, и в неблагоприятном расположении звезд на небе, и в божьем гневе, карающем людей за грехи. Более прагматичные исследователи предполагали, что источник заразы может быть в пище, которую употребляли в холодное время года: в солонине, в заготавливаемых впрок овощах и фруктах. Недуг называли «итальянской лихорадкой», потому что болезнь вызывала сильный жар, а откуда он мог появиться в холодное время года, если не из самой теплой страны Европы — Италии?
И именно в Италии таинственная хворь была названа «инфлюэнцей», от influenza di freddo, что переводится как «воздействие холода».
Эпидемии прошлых столетий
Пандемии охватывали Европу не каждый год, но 2-3 раза за столетие обязательно. В 16 веке заболевание было впервые со времен Гиппократа детально описано английским врачом Джоном Кизом. Он назвал болезнь «потливым недугом» и рекомендовал лечить больных отдыхом и обильным питьем.
На самом деле не все описанные в летописях эпидемии были вызваны гриппом. Мы и сегодня не всегда используем правильное название, считая все острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) гриппом. Это не совсем так: очень часто гриппоподобные заболевания бывают вызваны адено- или риновирусом, например. А возбудителем «настоящего» гриппа является ортомиксовирус.
Некоторые исследователи полагают, что первой гриппозной эпидемией была пандемия 1781 года. Болезнь вспыхнула в Риме, пробралась на Британские острова, уложив в постели более половины населения. Оттуда эпидемия распространилась на другие континенты: в Африку и Америку, и там грипп резвился еще несколько лет, то слегка утихая, то вспыхивая с новой силой.
В 1889 году по Европе прокатился «русский грипп». Название не совсем точное, так как истоки эпидемии были не в России, а в Средней Азии. Оттуда болезнь просочилась в Россию, только потом добралась до Европы, а потом и до других континентов. Пандемия стоила жизни более, чем 700 тысячам человек.
Анализируя эту пандемию, известный германский ученый Р. Пфейфер, уже знакомый с трудами Луи Пастера и Роберта Коха, сделал вывод о бактериальной природе инфлюэнцы. Ему удалось получить из биоматериала больных гриппом людей некую «бациллу гриппа». Однако потом оказалось, что этот «гриппозный микроб» обнаруживается далеко не у всех больных. Но только через тридцать лет ученые пришли к выводу, что возбудитель опасной болезни — не видимая в микроскоп бактерия, а что-то, обладающее гораздо меньшими размерами.
Тем временем грипп время от времени вспыхивал в разных точках земного шара и прокатывался по его поверхности под аккомпанемент кашля и хриплого дыхания страдальцев-больных.
Эпидемии гриппа нашего времени: безжалостная «испанка» и другие
Самая смертоносная эпидемия гриппа отправила на тот свет больше людей, чем Первая мировая война, больше чем эпидемия чумы, выкосившая каждого второго европейца в 14 веке. «Испанка», как называли тогда грипп, унесла миллионы жизней. До сих пор ученые не пришли к единому мнению о количестве умерших и называют цифры от 20 до 50 миллионов. В Индии погибло около 17 миллионов, что составляло примерно 5% от всего населения густонаселенной страны. Америка потеряла более 500 тысяч человек, почти столько же умерло во Франции. Маленькая Великобритания лишилась 200 тысяч граждан, Япония — 260 тысяч.
Некоторые народы просто перестали существовать или были поставлены на грань исчезновения. Эпидемия унесла жизни 60% эскимосов в Северной Америке, а в Африке некоторые племена вымерли от «испанки» на 90%.
Откуда же пришла эта болезнь?
Ученые предполагают, что где-то в Китае мутировал вирус, поражавший до поры только птиц. Найти причины мутации уже не представляется возможным.
Птицы принесли ставший смертоносным вирус в США. Утром 8 марта в армейском лагере заболел повар. К вечеру заболели более сотни военнослужащих. Через неделю «испанка» бушевала уже по всей стране и начала распространяться за ее границы.
Через некоторое время больные появились в Испании, Италии и Франции. Эпидемия накатывала на человечество волнами, самой смертоносной из которых была вторая, осенью и зимой 1918 года.
Почему китайский вирус был назван «испанкой»? Все просто: во время войны средствам массовой информации запрещалось упоминать о распространении болезни, чтобы не давать противнику информации об ослаблении боеспособности армии воюющей страны. А Испания не была участником военных действий, на ее СМИ запреты не распространялись. Поэтому в испанских новостях информация об эпидемии появилась раньше всего. Из-за этого складывалось впечатление, что именно из Испании хворь и начала распространяться.
Эта эпидемия отличалась от более ранних тем, что поражала не пожилых людей и детей, как обычно это происходит при гриппе, а молодых и здоровых, в возрасте 20-40 лет. Ситуация усугублялась тем, что одними из первых под удар попадали медики, в силу своей профессии. И из-за этого люди оставались без медицинской помощи.
Впрочем, эффективного лечения недуга все равно не было. Больным делали компрессы из того, что было под рукой, от лука и чеснока до керосина.
Отличие этой эпидемии от предыдущих было в том, что практически все заболевшие получали в качестве осложнения пневмонию, которую тогда лечить не умели: антибиотики еще не были открыты. Народная медицина предлагала самые безумные способы лечения, от обязательного ношения алмазов, которых якобы не выносит возбудитель заболевания, до приема порошка из сушеных птичьих желудков.
К счастью, больше «испанка» не возвращалась. Но никто не может гарантировать, что это невозможно в будущем.
После «испанки» около 40 лет грипп не проявлял себя убийственными эпидемиями. Болезнь вновь дала о себе знать в 1957 году, когда зародившаяся в Китае эпидемия за полгода охватила всю планету. Грипп унес тогда около 3 миллионов жизней. В 1958 году ученые смогли создать вакцину от бушующего штамма вируса, что помогло в борьбе с пандемией «азиатского гриппа».
Но через 10 лет вирус вернулся в измененном обличье: мутация вызвала в 1968 году серьезную эпидемию «гонконгского гриппа», и еще более миллиона человек стали жертвами вируса.
Да, к тому времени ученые уже знали о том, что у возбудителя болезни не бактериальная природа.
Вирус гриппа: неуловимый и опасный
Когда в 1933 году американец Ричард Шоуп высказал предположение, что человеческий грипп вызывает не открытая Пфайфером «гриппозная бацилла», его гипотезу приняли в штыки. Но вскоре в Великобритании исследователям удалось выделить вирус человеческого гриппа, и скептикам пришлось замолчать. Через 6 лет был открыт новый тип вируса, а в 1947 году — еще один. Первый тип обозначили латинской буквой А, второму и третьему достались, соответственно, обозначения В и С. Наиболее опасен вирус типа А, именно он вызывает серьезные эпидемии.
Что же такое вирус?
Вирус проявляет себя и как живая, и как неживая частица. Это неклеточная форма жизни, не имеющая, в отличие от бактерий, полного набора элементов, свойственных живой клетке. Размножаться, реплицировать себя вирус может только тогда, когда он проникает в клетку. Вне ее вирус не проявляет свойств живого и ведет себя как некий генетический материал, заключенный в белковую оболочку.
Некоторые вирусы несут в себе фрагменты ДНК, другие — РНК. Проникая в клетку организма хозяина, вирус встраивает имеющиеся у него нуклеиновые кислоты в ДНК клетки-носителя. И после этого пораженная клетка начинает синтезировать не свои белки, а вирус.
Поскольку вне клетки вирус живым не является, его нельзя убить. Справиться с агрессором может только сама клетка, с помощью собственных защитных механизмов. Именно поэтому глотать антибиотики в надежде вылечиться от гриппа совершенно бесполезно: на вирус, не являющийся бактерией, это не подействует. Антибиотики врач может назначить только для лечения осложнений гриппа, которые могут развиваться на фоне общего ослабления организма.
Почему же, переболев однажды гриппом, мы не приобретаем устойчивого иммунитета к вирусу, как это происходит, например, с ветрянкой или корью?
Дело в том, что вирус гриппа постоянно мутирует. Нет, грипп остается гриппом. Но меняется механизм, помогающий вирусу проникать в клетку. Вредоносная частица словно переодевается каждый раз, пряча от иммунной системы свою природу. Изменения не настолько значительны, чтобы иммунитет совсем не сработал, но заболевание все-таки развивается, хоть и в более легкой форме.
Вероятность пандемий возрастает каждые 30-40 лет, когда внезапно происходит настолько серьезная мутация, что иммунная система перестает срабатывать и не распознает вирус как нечто уже знакомое. Ученые полагают, что изменения такого рода могут происходить тогда, когда вирус переходит от человека к животным или птицам, а затем вновь возвращается к человеку. Но в изучении гриппа все еще много темных мест и белых пятен.
Вирусы гриппа А, В и С похожи по строению, но различаются по патогенности. Вирус типа С может вызвать легкое недомогание, но даже так проявляется редко. Тип В может давать классическую картину гриппа, но этот вирус никогда не становился причиной пандемии.
Но вот вирусы типа А способны на многое. У них множество вариантов, они разнообразны и могут поражать не только человека, но и других животных. В основном резервуаром становятся водоплавающие птицы, но могут быть поражены киты и тюлени, свиньи и лошади, и у разных хозяев возбудитель проявляется по-разному. У утки вирус А может вообще не проявиться никакими симптомами, а у человека вызывает типичный грипп.
Причина, по которой вирус А постоянно меняется, кроется как раз в том, что он способен поражать многие виды животных, помимо человека. Иногда становится возможным появление штамма, в котором генетический материал принадлежит вирусу человека, а белковая оболочка обладает качествами вируса гриппа птиц, и иммунная система человека не распознает этот вирус как известного врага. Возбудитель может распространяться, не встречая сопротивления, тогда и начинается пандемия. Подобные комбинации не возникают каждый год, к счастью.
Ждать ли в будущем пандемии? Да. И надеяться, что ученым удастся быстро создать вакцину от нового опасного штамма вируса гриппа, а врачам — провести своевременную вакцинацию населения. Однако в войне с гриппом человечество все еще отстает: мы применяем вакцину для вируса вчерашнего дня, а заболеваем от встречи с завтрашним. Тем не менее, вакцинация снижает заболеваемость как минимум в 2 раза, и значительно уменьшает смертность среди самых уязвимых групп населения: среди детей и лиц старше 65 лет.