Диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» сегодня ставят примерно 5% детей, то есть каждому 20-му ребёнку в мире. При этом ученые говорят о весьма высокой вероятности того, что эта цифра занижена. Недостаточные обследования в развивающихся странах, привычные ярлыки «хулиганов», «шалунов» и порой потомственных «троечников» (вероятность развития СДВГ может наследоваться), при которых никто не ведет ребёнка к специалистам, приводят к занижению статистических данных. Однако есть и еще один фактор, влияющий на диагностику, — пол ребёнка. MedAboutMe рассказывает о различиях в проявлении СДВГ у девочек и мальчиков.
Пол ребёнка и синдром дефицита внимания и гиперактивности
Согласно медицинской статистике, СДВГ в три раза чаще диагностируется у мальчиков. Мальчишка, который не может усидеть на месте, сконцентрироваться на нужном задании и все забывает, уже привлекает внимание как педагогов, так и специалистов. Однако во взрослом возрасте соотношение пациентов с СДВГ отмечается, как 1:1: на одного мужчину — одна женщина с диагнозом.
Ранее предполагалось, что это — следствие успешной компенсации заболевания в течение подросткового периода. Однако сегодня медики обращают внимание на то, что у девочек признаки СДВГ могут отличаться, и пол ребёнка становится решающим фактором в вероятности того, что симптоматика не будет замечена. Действительно, сложно представить, что у активной девочки с хорошими отметками в дневнике и множеством друзей могут быть требующие лечения проблемы с вниманием, импульсивностью и регуляцией активности, и именно поэтому врачи говорят о гиподиагностике СДВГ у детей женского пола.
Несмотря на то, что у девочек СДВГ чаще проходит в более социально «удобном» формате, этот синдром требует внимания и коррекции, так как нередко может провоцировать склонность к импульсивным и небезопасным поступкам, рискованному поведению, снижению самооценки и вероятности развития психических расстройств. Да и жить взрослому человеку с СДВГ не особенно комфортно, особенности нервной системы влияют на качество жизни. Как же определить признаки СДВГ у девочки?
13 признаков СДВГ у детей, характерных для девочек
Специалисты Университета Калгари выделили 13 наиболее распространенных признаков, характерных для девочек с диагнозом СДВГ. Хотя исследователи говорят об уроках, домашних заданиях и иной школьной активности, стоит помнить, что школа в Канаде — образовательное учреждение, куда детей принимают с 4-х лет, а значит, эти показатели применимы и к нашим малышам.
Стоит также учитывать, что неспособность к длительной концентрации внимания, импульсивность и высокая активность — свойства, характерные для всех детей, и не стоит пытаться диагностировать заболевание, если четырехлетний ребёнок не может сидеть с раскраской дольше 10 минут или все время отвлекается на мультики и птичку за окном. Это норма.
Признаки СДВГ у девочек:
- ребёнок очень долго, намного дольше одноклассников выполняет домашние задания. В процессе выполнения легко отвлекается, с трудом вспоминает, что делал, забывает об уроках вообще и заканчивает все (если заканчивает) поздно вечером или при неусыпном контроле взрослого;
- успешная учеба требует намного больше, по сравнению с возрастной нормой, усилий даже у самой умной девочки, это влияние СДВГ. Сам процесс изучения и запоминания построен неэффективно, и хорошие отметки — результат либо счастливого совпадения момента концентрации внимания и вопроса, либо титанических, часто совместных усилий ребёнка и взрослого. Плохие отметки часто появляются из-за «глупых» ошибок, совершенных по невнимательности и забывчивости;
- недостаточное понимание прочитанного текста при хороших навыках чтения — также один из признаков. Факты в тексте дети «вылавливают», а вот связь между ними — с трудом. Часто пропускаются важные детали, описания, общая идея текста;
- ребёнок часто забывает учебные принадлежности, вещи. При этом при открытом контактном характере и множестве знакомых это может проходить незамеченным: при забытой сменной обуви можно извиниться перед учителем, забытые ручки, краски, учебник одолжить у соседа по парте. Девочкам, в соответствии с исследованиями, такие мелкие огрехи прощают чаще, и этот признак заметить родителям порой не так-то просто;
- повышенная разговорчивость — еще один аспект, который окружающими часто списывается на особенности пола ребёнка. Вот девочка-«болтушка»: разговаривает, рассказывает, общается... В нашем представлении такая повышенная социальность у женского пола — норма. Но в случае девочек при совокупности симптоматики это может быть признаком СДВГ;
- в комнате, в школе, на занятиях вещи ребёнка крайне редко занимают положенные им места. Чаще всего они оказываются неизвестно где, и искать их можно очень долго;
- если мальчики с СДВГ обычно склонны носиться по коридорам и залезать везде, куда можно и нельзя залезть, то у девочек чаще это выражается иначе, и опять пол ребёнка способствует снижению вероятности диагностики. Девочка с СДВГ скорее будет охотно и активно откликаться на просьбы учителя сделать что-то в процессе урока, сходить, принести, раздать и во время выполнения задания успеет еще и поболтать с друзьями;
- о друзьях: возможны два варианта социальной жизни ребёнка. В одном случае пониженные навыки социальные навыки мешают заводить друзей, и девочка может оказаться в изоляции. Это, как правило, заметно. Иной вариант: друзей и приятелей может быть множество, и именно они помогают искать потерянные вещи, одалживают карандаши и линейки. Однако при попытке организовать совместную игру или развлечения дефицит внимания и импульсивность мешают ребёнку, вызывая у него раздражение и злость и требуя помощи все тех же друзей;
- если девочку не контролировать, то практически на любые занятия она будет приходить с опозданием. То же и с возвращением домой с уроков, прогулок и т. п.;
- практически любые «великие начинания» (проекты, доклады, рукоделие, все, требующее длительной концентрации) оказываются незавершенными без помощи извне;
- девочка вовлекается в любую внеклассную деятельность, лишь бы дать выход энергии. «Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота» — это про гиперактивность и импульсивность. Так же быстро интерес угасает;
- учиться на своих ошибках не получается, вещи по-прежнему не лежат на местах, сменка остается дома, количество драмкружков растет;
- явно заметны колебания настроения: сейчас есть грандиозные планы и счастье от их воображаемого воплощения, через минуту — разочарование и подавленность из-за чьих-то небрежных слов.
Ребёнок с СДВГ: это лечится?
СДВГ — комплексный синдром, и терапия зависит от множества факторов. Основное, что обычно рекомендуют родителям специалисты, — вместе с ребёнком работать над навыками концентрации и находить виды активности, позволяющие сбрасывать напряжение без вреда для себя и окружающих.
Так как у девочек симптоматика проходит менее выраженно и в более социальном и приемлемом для пола ребёнка виде, нередко это влечет не только отсутствие диагноза, но и при его наличии пониженную мотивацию к коррекционной работе. И это второй аспект проблемы СДВГ у девочек: дети страдают, вынуждены работать намного усерднее для достижения средних результатов, снижается желание прикладывать усилия, падает вера в себя и свои возможности.
Общие принципы терапии СДВГ не зависят от пола ребёнка: все дети учатся концентрировать внимание одинаково, и у девочек из-за особенностей проявления диагноза и более снисходительного отношения учителей, воспитателей, других взрослых к его признакам шансы на эффективную терапию выше. Поэтому работать с проявлениями болезни не только можно, но и нужно.