Иметь дело со школьником с СДВГ не всегда легко, особенно когда концентрация внимания, контроль импульсов и эмоциональные скачки — ваши (и его) ежедневные проблемы. Но с правильными подсказками, улучшающими работу мозга, всё становится проще.
Когда мы обучаем детей навыкам саморегуляции, многое начинает меняться. Они могут лучше концентрироваться, лучше справляться с фрустрацией и справляться с трудностями без постоянных напоминаний. И вот какие лайфхаки помогут родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Четыре основные стратегии саморегуляции для детей с СДВГ
Саморегуляция — это то, что помогает нам сохранять самообладание, управляя своими мыслями, эмоциями и поведением, не допуская срывов. Этот навык не происходит в одночасье, но при правильном руководстве и регулярной практике дети могут научиться справляться с ожиданиями социума с большим спокойствием, уверенностью и лёгкостью.
Используя эти четыре стратегии, ребёнок получает стойкость и более развитое чувство контроля:
- Самосознание: это значит понимать, что выводит вас из себя, прежде чем это испортит вам день.
Представьте себе школьника, который чувствует неприятные ощущения перед контрольной работой — он может научиться дыхательным упражнениям или техникам заземления, чтобы сохранять спокойствие, прежде чем тревога возьмёт верх.
- Самоконтроль: помогите детям контролировать себя, отслеживать своё поведение и вносить коррективы.
В один момент они слушают, в следующий — думают о том, что будет на обед, — а мы учим их замечать эти моменты и мягко возвращаться к привычному образу жизни с помощью контрольных списков или визуальных подсказок.
- Самообучение: поощряйте позитивный внутренний диалог для преодоления трудностей.
Вместо того, чтобы думать: «Я не смогу это сделать», ребёнок учится говорить: «Я могу не торопиться и стараться изо всех сил».
- Самопоощрение: помогайте детям отмечать свои достижения, чтобы сохранять мотивацию.
Это может быть небольшая награда за выполнение домашнего задания или заслуженный перерыв после того, как они сконцентрировались на теме. Подробнее об этих вариантах читайте в статье «СДВГ учебе не помеха: 12 лайфхаков для детей и родителей».
Проверенные стратегии, которые дети могут использовать в школе
Учителя часто замечают, что детям с этим нарушением трудно справляться с сильными эмоциями или импульсивностью, но дело не в том, что они не способны учиться. У многих детей с СДВГ огромный потенциал. Но им нужна поддержка, которая соответствует их интересам.
Объединение физической активности и сенсорных техник
Движение дает детям с СДВГ здоровый способ высвободить энергию и оставаться на связи с тем, что они изучают. Что им нужно? Попробуйте это дома (а по возможности — и в школе).
- Перерывы на разминку: кратковременные занятия, такие как растяжка или ходьба на месте, помогают перенаправить энергию.
- Сенсорные приспособления: эспандеры, мячики-антистресс и утяжелённые накладки на колени отлично подходят для поддержания концентрации и спокойствия при СДВГ.
- Варианты размещения: такие варианты, как фитболы для йоги или парты для работы стоя, улучшают концентрацию внимания.
Обучение самоконтролю
Самоконтроль требует терпения и структуры. Детям с СДВГ нужны чёткие указания, чтобы контролировать свои импульсы.
- Установите чёткие ожидания и процедуры.
- Используйте визуальные подсказки для поощрения хорошего поведения.
- Практикуйте контроль над импульсами с помощью упражнений на ожидание в очереди.
- Подавайте пример соответствующего поведения и поощряйте самоанализ.
Обучение навыкам исполнительной деятельности
Учёные в исследовании доказали, что детям с СДВГ особенно сложно развить такие организаторские навыки, как планирование и организация (публикация в Research on< child and adolescent psychopathology, 2022). Что им поможет?
- Наглядные пособия: карты, диаграммы и графические органайзеры помогают разбить задачи на части.
- Контрольные списки и рубрики: используйте контрольные списки, чтобы обозначить поэтапные ожидания и конечную цель.
- Постановка целей: помогите ребёнку ставить цели и отмечать прогресс.
Сосредоточение внимания на методах эмоциональной регуляции
Когда дети перегружены, учёба отходит на второй план. Вот почему так важно помочь ребёнку справиться с эмоциями. Как это сделать:
- Глубокое дыхание: выполнение дыхательных упражнений — отличный способ успокоить нервную систему.
- Осознанность: эти быстрые упражнения на осознанность помогают снизить тревожность и улучшить концентрацию внимания.
- Безопасные пространства: организуйте тихие уголки, где дети могут «перезагрузиться» при необходимости.
Правило позитивного поведенческого подкрепления
Позитивное подкрепление укрепляет уверенность в себе и мотивирует к хорошему поведению. Но делать это надо правильно:
- Конкретная похвала: вместо общих комплиментов скажите что-то конкретное, например: «Молодец, что вспомнил про игрушку-антистресс и сосредоточился на домашнем задании по математике!»
- Празднуйте победы: небольшие награды, такие как «дай пять» или наклейки, закрепляют прогресс.
- Признание заслуг друзей ребёнка: поощряйте детей признавать усилия друг друга.
О том, как правильно хвалить детей и когда это надо делать по мнению экспертов, чтобы не испортить ребёнка, мы написали отдельную статью.
Учите детей эмоциональному словарю. Чаще всего дети с СДВГ испытывают трудности с выражением своих чувств.
Правильные слова помогают им обратиться за помощью, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля.
Стратегии саморегуляции при СДВГ: преимущества и советы
Эффективное обучение для детей с СДВГ — это не только учёба, но и поддержка мозга, которому необходимо успокоиться, прежде чем он сможет сосредоточиться. Вот несколько практических стратегий, которые действительно помогают ребёнку учиться:
- При объяснении разбивайте информацию на небольшие фрагменты: это снижает когнитивную перегрузку и позволяет детям работать в удобном для них темпе.
- Давайте чёткие и лаконичные инструкции: говорите так, будто даёте указания человеку, который уже на полпути к выходу. Чётко. Прямо. Не допускайте путаницы.
- Использование визуальных подсказок и подсказок: в исследовании учёных из Italian Neuroscience and Developmental Disorders Foundation утверждается, что для детей с СДВГ лучше получать доступ к информации с помощью визуальных подсказок, видео или интерактивных материалов.
- Внедрение практического обучения: интерактивные проекты и ролевые игры — это не просто развлечение, это способ, которым мозг человека с СДВГ усваивает информацию.
- Положительное подкрепление для поощрения: признание и вознаграждение усилий — будь то устная похвала, наклейки или другие поощрения — по данным исследования учёных из Университета Амстердама помогает закрепить желаемое поведение и повысить самооценку.
- Создание специальных рабочих пространств: предоставление таких вариантов, как стоячие столы, тихие уголки или сенсорно-ориентированные зоны, позволяет ребёнку выбирать среду, в которой он может лучше сосредоточиться.
- Планируйте частые перерывы для мозга: ему нужна эта кнопка перезагрузки. Короткие всплески активности или несколько минут тишины помогают избежать срывов в будущем.
Почему всё это важно?
У каждого ребёнка с СДВГ мозг уникален. Некоторым детям нужны регулярные перерывы для движения, в то время как другим лучше спокойная, структурированная жизнь. Обратите внимание на то, что подходит именно вашему ребёнку.
Будьте примером. Когда ребёнок видит ваше спокойствие, он понимает, что саморегуляция и самоконтроль — это навык, а не разовая процедура.
Что ещё вы можете сделать:
- Наблюдайте за потребностями и триггерами вашего ребёнка.
- Создайте структурированный распорядок дня дома и в школе.
- Сотрудничайте с учителями для последовательности подхода.
Будьте терпеливы и настойчивы. Начните с малого, подбадривайте и празднуйте небольшие победы. Со временем ваш ребёнок, скорее всего, будет пользоваться этими навыками всё увереннее — и сможет контролировать свою жизнь сам.
Попробуйте дополнительные методы поддержки детей с научно доказанной эффективностью — о них читайте в статье «Натуральные средства от СДВГ: от витаминов до массажа».