Ребёнок, который не слушается старших и все делает по-своему — не редкость в семьях. Родители в таких случаях переживают о том, что методы воспитания не эффективны и дети вырастут людьми, не оправдавшими их ожидания. Заботясь о том, как воспитывать детей, взрослые ищут информацию в книгах и интернете, общаются со знакомыми, обращаются за помощью к педагогам и психологам. Из всех источников можно получить полезные советы, однако, часто приходится слышать от матери или отца: «Что бы я ни делал — ничего не помогает. Дети не слушаются меня, делают все наперекор».
Каждый ребёнок — отдельная личность и подход к нему нужно подбирать такой, чтобы он соответствовал его индивидуальным особенностям. Лучше всего о детской личности знают родители. Именно им известно, каким бывает их ребёнок в разных ситуациях, о его потребностях и желаниях.
В данной статье будут рассмотрены универсальные рекомендации — как оказывать влияние на детей, учитывая индивидуальные особенности, как добиться от них послушания.
Влияние родителей и психология ребёнка
Большинство родителей привыкли использовать авторитарные методы воздействия, когда хотят добиться чего-то от детей. Они разговаривают приказным тоном, ставят условия, могут пугать, шантажировать, предлагать ультиматумы, ограничивать, наказывать физически. В таких условиях дети чувствуют себя ущемленными в правах. Силовые методы воздействия дают положительный результат — ребёнок, действительно, слушается старших, делает, как они сказали, выполняет поручения — однако, это не способствует налаживанию хороших и теплых отношений в семье.
Дети, чаще всего, слушаются из-за страха быть наказанными, все больше ощущают свое бессилие. Некоторые из них могут вырасти робкими, ведомыми, слабохарактерными.
Мой отец был вспыльчивым человеком. Если я не сразу выполнял его просьбу, он начинал кричать на меня. Крик переходил в нотации, которые могли длиться час и больше. Помню, как, будучи ребёнком, я, словно проваливался куда-то, только чтобы не чувствовать стыд и вину. Так, он пытался заставить меня делать то, что, по его мнению, было нужно и необходимо — учить уроки, следить за порядком в комнате, выполнять другие обязанности. Не смотря на постоянное воздействие отца, мне не удалось с отличием окончить школу, я не отличался дисциплиной и послушанием. Повзрослев, я столкнулся с проблемой, которая потребовала психологической помощи: я испытываю жуткий стыд, теряюсь и робею, если кто-то начинает кричать на меня. По этой причине мне пришлось уволиться с работы, где начальник имел привычку повышать голос, когда что-то шло не так, как он планировал. Я понял, что не умею себя защищать — человеку достаточно повысить тон и начать критиковать меня, чтобы я полностью ему подчинился. Сейчас я понимаю, что отношение отца спровоцировало у меня развитие психологической травмы, которая мешает жить, строить отношения и карьеру.
Силовые методы воздействия могут вызвать, также, сопротивление у детей, которое перерастает в упрямство, негативизм и привычку «делать на зло». Дети ведут себя так, потому что чувствуют, что родители не признают их желания и потребности, и в ответ стремятся отстоять себя.
Поддержка родителей
Ребёнок гораздо быстрее согласится выполнить просьбу, если почувствует, что родители готовы поддержать его, помочь, если он не справится. Если поддерживать детей с раннего возраста, они быстро привыкнут к такому взаимодействию, и не будут чувствовать потребность доказывать взрослым свою правоту, желание поступать по-своему или идти наперекор.
В чем может заключаться поддержка родителей? В понимании ими того, как чувствует себя ребёнок, когда его отвлекают от любимого дела. Чаще всего дети испытывают сопротивление или учатся подчиняться именно в это время. Например, ребёнок занят рисованием, вышиванием, а взрослый просит, чтобы он сел за уроки, вымыл посуду, погулял с собакой. «Присоединение» к детскому занятию способствует установлению контакта: «Как красиво у тебя получается!», «Расскажи, как тебе это удалось?», «Я тоже в детстве делал нечто подобное». Если после этого состоится разговор, во время которого родитель и ребёнок побеседуют, обменяются позитивным опытом, просьба взрослого воспримется ребёнком по-другому — скорее всего, он без лишних протестов сделает то, о чем его просят, отложив, на время, любимое занятие.
Такое общение не займет много времени, не испортит настроение ребёнку и бережно напомнит об обязанностях.
Родители, также, могут поддерживать детей, когда помогают им нести ответственность. Помощь может быть как моральной, словесной — «Я верю в тебя», «Ты справишься», «Если что — я рядом» — так и реальной, когда взрослый помогает ребёнку выучить правило, сложить вещи в шкаф, сделать уборку. Постепенно, ребёнок приучится делать это сам, главное, чтобы он знал, что не один и близкий человек всегда готов прийти на помощь.
Выбор для ребёнка
Один из способов повлиять на ребёнка — предложить ему выбор. Дети любят принимать самостоятельные решения, когда родители не мешают им это делать. «Ты можешь выполнить уроки сейчас или через час, когда немного отдохнешь», «Есть несколько способов складывания игрушек. Я научу тебя, а ты выберешь — какой тебе больше понравится».
Пример для детей
Когда ребёнок не хочет что-то делать, за этим, скорее всего, стоят чувства или отрицательный опыт. Родители могут помочь ему, рассказав историю из собственного детства. Например: «Я понимаю тебя: мне тоже в школе было трудно заниматься математикой и с учителем отношения не ладились. Хочешь, расскажу, как я решил эту проблему?». Подобный способ можно использовать в любой сфере, с которой соприкасается ребёнок. Главное в это время — избегать критики и сравнения.
Создание условий
Если дети не слушаются взрослых и продолжают делать то, что хотят, не смотря на запреты, наказания и просьбы, то родителям стоит задуматься — как они могут создать условия для того, чтобы не страдать от детского непослушания и позволить ребёнку удовлетворить свою потребность в играх или занятиях. Например: рисовать на обоях нельзя, зато можно отвести для этого специальный уголок в детской комнате, предварительно заклеив его белым или цветным бумажным полотном.
Разрешение выражать чувства
Дети гораздо быстрее выполнят родительские просьбы, если им будет позволено выражать эмоции. Ребёнок может гулять с собакой и грустить, что не дорисовал картину, сидеть с младшим братом и скучать по лучшему другу, с которым не удалось погулять. Если родители станут спокойно воспринимать детские чувства, детям не придется каждый раз бороться за их проявление с помощью непослушания.
Оптимизм и эмоциональность
Чем строже родители относятся к детским обязанностям, тем больше негатива это может вызвать у ребёнка. Он гораздо охотней выполнит просьбу взрослых, если она будет сказана с улыбкой, принятием и хорошим настроением.