От родителей, выросших в России и уехавших в Норвегию, часто можно слышать фразу: «Когда мой ребёнок дорастет до школы, мы отсюда уедем». Но есть и те, кто считает местный подход к обучению практически идеальным. Отзывы о норвежской системе среднего образования самые противоречивые, и MedAboutMe сегодня разбирается, что же вызывает любовь и негодование россиян в обычных средних школах норвежцев.
Начальная школа: разрешено все, кроме стрессов
Начальная норвежская школа стартует в 6 лет. Официально дети становятся школьниками, однако по факту школьная программа является продолжением детского сада. А в детском саду детям разрешено все: можно лежать на земле, вылизывать тарелку, обмениваться не только игрушками, но и одеждой, а также по любому поводу звонить родителям. Эта система — отражение принципов семейного воспитания: детям можно все.
В детском саду ребёнка могут уложить спать, отмыть от песка, накормить и одеть только, если ребёнок сам не против. Питаются малыши тем, что приносят из дома (и чаще всего это сэндвичи), и капризам с ненавистными кашами или недоеденным супом места нет. Разумеется, воспитатели будут ласково и терпеливо уговаривать ребёнка сделать что-то разумное и полезное: персонала в садике хватает на всех, и проблемы усталости взрослых или необходимости твердо следовать режиму не возникает. Кто не хочет идти гулять, например, просто остается в группе со вторым педагогом.
Первый класс — это время адаптации к школе, и нагрузки в нем не дают совсем. В течение года дети изучают алфавит, начинают складывать слоги в слова и осваивают множество полезных навыков. Например, как вышивать традиционную норвежскую рождественскую салфетку или колоть дрова. При этом и то, и другое осваивают все дети вне зависимости от пола. Было бы желание. Гендерное разделение игр и занятий в стране вообще не приветствуется: все дети учатся готовить и забивать гвозди
Важные аспекты воспитания — любовь к природе и профилактика болезней и опасных ситуаций. Этому помогают не только учителя, но и «профессиональные сказочники», люди специальных профессий, проводящие походы в «долину троллей», рассказывая про обитателей лесов и озер.
Норвегия, как самая зеленая и экологически чистая из всех европейских стран, требует внимательного отношения. И школьников с первых же классов обучают, как правильно разжигать костер, как ходить в лес, понимать представителей фауны и оберегать флору, а также любить все варианты погоды.
Школьная форма в Норвегии отсутствует, зато в комплект одежды обязательно входят резиновые сапоги и непромокаемый плащ. Все большие перемены дети проводят вне школы, неважно, ливень, снегопад или жара на улице. В теплую погоду строят шалаши из сухих веток, роют землянки, строят домики на деревьях. В зимнее время создают ледяные пещеры и снежные дома, а еще, разумеется, катаются на лыжах. Для такой активности выделяется специальный tur-dag, один день из учебной недели.
А осенью дети проводят немало времени в бассейнах, причем порой — полностью одетыми. Это необходимо, чтобы ребёнок, упавший в воду или бросившийся на помощь, не терялся от ощущения мокрой ткани или понимал, чем мешают ботинки на ногах. После бассейна голову сушат не все: иммунитет закаляют с детства, и часто болеющих детей в стране крайне мало.
Уроки и продленка по-норвежски
Первое сентября наступает в августе, причем каждый год — в разные дни. Дети готовятся к занятиям к середине месяца: пишут сочинения «Как я провел каникулы», собирают гербарии и фотоальбом.
В начальной и средней школе дети изучают такие предметы:
- родной (норвежский) язык;
- английский язык;
- иностранный язык (не английский) — со средних классов;
- арифметика;
- обществоведение;
- блок естественных наук (биологии, географии, истории);
- искусство, музыка, труд;
- религиозно-нравственные основы: верующих в стране немного, однако история школы насчитывает 250 лет, и создана школьная система была на базе церквей. Поэтому эти уроки больше похожи на смесь истории и этики;
- физкультура и основы здоровья;
- экономика, экология, бухучет в средней школе;
- дополнительный предмет по выбору в средних классах как часть профобразования.
Английский язык, как и во всех скандинавских странах, начинают учить с самого первого класса. В 8 классе добавляется еще один иностранный язык. А если ученик — эмигрант, то ему организуют по желанию бесплатные уроки родного языка в дополнение к изучаемым трем.
Занятия в школах начинаются в половине девятого, причем с завтрака, однако сами школы открыты с шести утра. В это время начинает работать продленка для тех родителей, кому на работу надо пораньше. В отличие от среднего образования, бесплатного по всей стране, группы продленного дня (как и детские сады) платные, и суммы довольно значительны даже для скандинавских доходов. При этом округление в сторону часа в группе начинается с 10 минут. Родители склонны жаловаться на цены, зато сами ученики продленку обожают даже в ранние часы. Тут не только напоят чаем, к чаю дети с воспитателями пекут печенье, обучаются карвингу — искусству вырезать из овощей всякие фигурки. Открыты игровые с уймой игр, во дворе организуют спортивные игры. И все это — еще до начала уроков! Причем начинают работать группы продленного дня с первого августа — для тех родителей, чей отпуск заканчивается раньше, чем начинается школа.
Образование в Норвегии настолько бесплатное, что детям выдают не только знания за партами. На условное Первое сентября каждый ребёнок получает книги и тетрадки, краски, бумагу и картон, все, включая ножницы, карандаши, ручки и точилки. В старших классах студентам могут выдавать ноутбуки бесплатно или с огромной скидкой. От детей ждут только желания учиться, причем самостоятельного, без давления родителей и принуждения к выполнению заданий.
Разумеется, совсем без дисциплины не обойтись, и детям приходится учиться слушать педагога, поднимать руку, сидеть за партами или столами, следовать правилам. Поскольку даже такой уровень требований может быть избыточен для ребёнка, которого с младенчества не заставляли, а мягко направляли, местные администрации организуют курсы для родителей первоклашек, где обучают, как снижать «школьный стресс», позитивно мотивировать к учебе, преодолевать проблемы. Все, разумеется, бесплатно.
«Садись, два» или «Тебе надо немного доработать»
Помимо общего отсутствия дисциплины и следования желаниям ребёнка, российских родителей возмущает момент неразглашения успеваемости. Детям отметок не ставят вплоть до старшей школы. Более того, узнать у учителя «а как там мой?» не получится. Ни про поведение, ни про успеваемость учеников говорить не принято. Единственный раз в году на специальной встрече учителей и родителей, в камерной обстановке можно услышать о том, в чем ребёнок в этом классе преуспел. Иногда это сопровождается очень тонкими намеками на моменты, которые требуют немного внимания.
При такой системе совершенно невозможно похвастаться соседям дочкой-отличницей или «всыпать ремня» за двойки. И картину «Опять двойка» в Норвегии совершенно никто не понимает.
Отсутствие отметок в нашем сознании расхолаживает детей и убирает мотивацию к учебе. А сами норвежцы считают, что только так можно вырастить человека, который стремится к знаниям, не боясь ошибок. Вместо умения грамотно писать и считать тут оценивают работу в команде, умение обсуждать, принимать решения, уровень толерантности к окружающим.
До седьмого класса у детей нет ни отметок, ни обязательных и ежедневных домашних заданий. Во-первых, это ненужный стресс, во-вторых, нельзя лишать детей детства. А когда начинают ставить отметки, они выглядят так: оценивая хорошо выполненное задание, учитель пишет «Превосходно!» или «Потрясающий доклад!». Если же работа совсем не удалась, можно увидеть замечание «Ты явно старался, но надо еще немного доработать». Ключевое слово — немного. Норвежская система образования ориентирована на оптимистичное отношение ребёнка к своим силам, вере в свои успехи и исключительно положительную мотивацию грызть гранит науки.
Если же ребёнок совсем никак не дорабатывает задания, то с согласия родителей ему на помощь позовут комиссию из специалистов. Они незаметно будут присутствовать на уроках в течение недели, оценивая причины сложностей. А затем будут обучать его дополнительно, помогая справляться с проблемами.
Старшие классы: экзамен из лотереи
10 лет начальной и средней школы за плечами, начинается этап старшей школы: еще 3 года за партами. В старших классах школьники углубляют знания, выбирают нужное для дальнейшей учебы направление или получают сразу рабочую специальность, так тоже можно. Есть два направления: академическое образование или профессиональное мастерство с практикой по выбранной специальности.
С отметками все остается примерно на том же уровне. В целом в Норвегии даже в университетах отметки не особенно приняты, да и за посещаемостью не следят. Считается, что позитивная мотивация вырабатывает у детей стремление учиться без контроля и понимание, зачем они это делают. Как ни удивительно, эта система работает на отлично.
Еще одна дикая для нас особенность: ни о каких выпускных экзаменах и поголовных ЕГЭ речи в норвежских школах не идет. Тех, кому предстоит сдавать в этом году экзамены, выбирает Экзаменационный секретариат Норвегии, причем выбирают школьников «вслепую», без информации об уровне, успеваемости и т. д. После первого года в старшей школе сдают экзамены 10% учеников, после второго — 25%, в выпускном классе — 50%. Так можно проучиться всю школу и не сдать ни одного экзамена! И только в профессиональных школах придется сдать обязательный экзамен по мастерству. Об остальных экзаменах выбранные секретариатом ученики узнают за 2 дня, причем сдавать придется то, что назначат.
Обычно экзаменуют по одному или двум предметам, список дисциплин стабилен: информатика, математика (устно или письменно), экономика, английский. В выпускном классе включают родной язык (норвежский) и профильный предмет.
По окончании 13 лет обучения можно проучиться еще год в Народной школе. Этот вид образования — феномен северных стран. Там не столько обучают мастерству или предметам, сколько помогают окончательно выбрать профессию, утвердиться в правильности профвыбора и подготовиться к дальнейшей учебе в вузе. 70% выпускников средней школы продолжают учебу в таких школах.
Неспешная и позитивная, система образования Норвегии построена на воспитании собственного желания учиться у каждого ребёнка. Даже при поступлении в университет абитуриентам приходится писать эссе «Почему я хочу здесь учиться, и почему я считаю, что справлюсь». Школьникам прививают понятие ответственности за себя, свой выбор и поступки. И все это — в неспешной атмосфере без давления и контроля, за 13-14 лет обучения, чтобы не испортить детство, не задавить жажду знаний и не дать ребёнку испытать губительный для дальнейшего развития стресс.