Давайте это признаем: дети могут симулировать болезни. На самом деле, когда они становятся достаточно большими, чтобы ходить в школу, это похоже на обряд посвящения. В конце концов, как вы можете по-настоящему определить, симулирует ли ваш ребёнок симптомы или всё по-настоящему? Как это выяснить, особенно если у вас ещё нет опыта воспитания маленького хитреца?
Вот несколько тактик для вынесения справедливого вердикта. Используйте эти стратегии, чтобы разобраться в желаниях ребёнка отсидеться дома и узнать, не симулирует ли он болезнь.
Почему дети симулируют болезни?
В начальной школе дети могут симулировать болезнь, чтобы избежать столкновения с чем-то, будь то конфликт в классе, неприятный урок, тесты или запугивание в раздевалке. Дети также могут симулировать болезнь, если забывают сделать домашнее задание, должны выступить с у доски или сдать важный проект.
Даже состояние здоровья взрослого может стать причиной того, что дети захотят остаться дома. Например, если кто-то из ваших близких серьёзно болен, ребёнок может бояться уходить из дома. Или дети могут скучать по вам, особенно если вы много путешествовали, работали или если у них дома появился новый брат или сестра, которые привлекают родительское внимание.
Однако иногда причина ложной болезни более безобидна — возможно, они просто хотят остаться дома, чтобы поиграть с новой игрушкой, дочитать книгу, посмотреть фильмы или запоем поиграть в видеоигры. Или они просто чувствуют, что им нужен перерыв. Главное — выяснить, почему ваш ребёнок может притворяться.
Обратите внимание, что, хотя избегание школы встречается часто, но это может перерасти в невротическое расстройство и фобию.
По оценкам Американской академии педиатрии, 5% детей страдают высокой школьной тревожностью с неврозом, переходящим в фобию или отказом от школы. По данным российских исследователей из Самарского государственного медицинского университета, к третьему классу страхи, связанные со школой, выявляются у 83 % детей.
Так что в некоторых случаях с этим следует работать вместе с профессионалами.
Как определить, что ребёнок притворяется больным?
Хотя порой можно уставшему или тревожному ребёнку разрешить пропустить день в школе, в конце концов цель — это образование, а не прогулы. Так что системой это стать не должно. И даже если вы поддаётесь на уговоры, надо дать понять, что причину вы знаете и фальшивые симптомы вас не обманывают. Вот что чаще всего симулируют дети, и как отличить эти проявления от реальной болезни.
Головная боль
Детям может быть трудно описать тяжесть своей боли, поэтому медицинские работники часто полагаются на инструмент под названием «Шкала оценки боли Вонга-Бейкера FACES» — серию изображений, которые варьируются от улыбки до плача, — чтобы оценить их страдания.
Вот её сокращённая версия: если ребёнок рыдает, закрывает глаза или не хочет играть или шутить, значит, он в плохой форме. Действительно, если головная боль сохраняется более часа или двух и не реагирует на парацетамол, ацетаминофен или ибупрофен, им нужно не только пропустить школу, но и обратиться к педиатру.
Сильные головные боли, которые повторяются (особенно те, которые сопровождаются изменениями зрения, тошнотой или отвращением к свету или шуму), могут быть мигренью и требуют диагностики и облегчения боли.
Отвезите ребенка в больницу или вызовите скорую, если у него есть эти симптомы:
- Проблемы с движением шеей: она кажется твёрдой, голову сложно наклонять или поворачивать.
- Ребёнку трудно говорить, ходить, думать или пользоваться руками.
- Головная боль пробуждает его ото сна.
- Головная боль вызывает рвоту.
Однако у большинства детей головные боли лёгкие и проходят сами по себе в течение нескольких часов, что делает вполне вероятным регулярный пропуск занятий в школу (или, по крайней мере, опоздание на уроки).
Если кажется, что вашему ребёнку не так уж больно (скажем, он ест и спокойно смотрит телевизор), но настаивает, что у него всё ещё болит голова, скажите ему, что вы записываетесь на прием к педиатру. Пропускать школу — это не весело, если это означает не игры дома, а поход к врачу. Ваш комментарий может спровоцировать чудесное выздоровление!
Проблемы с желудком или брюшной полостью
Желудочное заболевание, сопровождающееся тошнотой, рвотой и/или диареей, всегда должно мешать посетить школу, и в большинстве ситуаций вы сможете подтвердить болезнь, скажем так, с помощью собственного взгляда очевидца.
Но что, если ребёнок просто держится за живот и говорит, что у него болит? Тогда пришло время искать вторичные симптомы.
Боль в животе стимулирует блуждающий нерв (прямая связь между кишечником и мозгом), что замедляет работу сердца, делает кожу бледной и липкой, увеличивает выработку слюны и сужает зрачки.
Ещё один простой способ узнать: предложить вкусный завтрак. Пониженный аппетит, как правило, является первым признаком расстройства желудка, поэтому, если ребёнок с удовольствием съедает свои любимые оладушки, с ним, вероятно, все в порядке.
Тем не менее, никогда не игнорируйте хронические или повторяющиеся жалобы на боли в животе. Даже если ребёнок сможет пережить школьный день, он может иметь дело с чем угодно: от запора, рефлюкса или даже беспокойства и стресса.
Высокая температура
Лихорадка — это гарантированная карта на пропуск школы для ребёнка, хотя точная температура, при которой необходимо оставаться дома, является предметом споров.
Подделать жар непросто, но возможно.
- Первый шаг к тому, чтобы разоблачить блеф, — это получить точные показания градусника. Если вы используете классический вариант с проверкой температуры под мышкой — ставьте градусник сами и сидите всё это время рядом.
- При проверке температуры на лбу выждите до проверки пару минут — отдельные юные умы могут прикладывать голову к батарее перед замерами.
- Если вы используете измерение температуры во рту, знайте: теплая еда и напитки могут нагревать рот на срок до 15 минут, поэтому, если вы подозреваете обман, убедитесь, что ребёнок не прополоскал рот горячей водой в ванной.
- Физическая активность также может повысить температуру тела, поэтому если ребёнок кажется запыхавшимся, дайте ему полежать 20 минут, прежде чем измерять температуру.
Кроме того, не полагайтесь на прикосновения (например, прикосновение руки или губ ко лбу), чтобы измерить температуру. Исследования учёных Huazhong University of Science and Technology показывают, что родители неплохо распознают жар таким способом, но недостаточно хорошо, чтобы быть совершенно точными.
Кашель
Инфекции верхних дыхательных путей являются одной из основных причин пропусков занятий в школе и почти всегда сопровождаются кашлем. Это происходит главным образом потому, что простуда увеличивает выработку слизи в дыхательных путях, а кашель помогает их очистить. На самом деле кашлевой рефлекс настолько силен, что ни одному лекарству еще не удавалось его полностью подавить.
Кашлять по своему желанию может каждый, но не весь кашель звучит одинаково.
Настоящий кашель часто имеет «продуктивный» звук — то есть слышно, как из дыхательных путей выходит избыток слизи. Он также чрезвычайно силён: поток воздуха при кашле достигает скорости до 70 километров в час!
Кроме того, при болезни дети кашляют чаще, чем при симуляции. Это различия, которые вы сможете уловить, если прислушаетесь достаточно внимательно.
Конечно, фальшивый это кашель или нет, ребёнок с кашлем обычно может идти в школу, при условии, что у него нет других симптомов, таких как лихорадка или головная боль. Ну а если вы заметили хрипы или одышку, отведите вызывайте врача.
Больное горло
Около 70-95% случаев боли в горле возникают из-за вирусных инфекций. Остальные связаны с бактериальными инфекциями, чаще всего с воспалением горла из-за стрептококка.
Настоящая боль в горле будет усиливаться при еде и питье, особенно если они более горячие или холодные, чем комнатная температура. Кроме того, при боли ребёнок, скорее всего, откажется есть продукты, царапающие горло — например, сухие завтраки.
Помимо этого, вы можете заглянуть в горло ребёнку и посмотреть на покраснение и отёчность.
Усталость и недомогание
Недомогание — это термин, который врачи используют для описания плохого самочувствия, которое может варьироваться от желания оставаться в постели до состояния на грани обморока. Недомогание может быть признаком чего угодно: от начала простуды до мононуклеоза и более серьёзного заболевания. Короче говоря, родителю трудно понять, как на это реагировать.
Чтобы понять, что делать, стоит поискать ещё один симптом, кроме недомогания — так как усталость и сонливость легко могут оказаться следствием игр или чтения допоздна. Так что смотреть, есть ли в дополнение к недомоганию головная боль, кашель, расстройство желудка или кишечника или температура.
Более сложный вопрос: что делать, если симптом не проходит? Ребёнок, который часто жалуется на недомогание, заслуживает медицинского обследования. Список заболеваний, вызывающих недомогание, длинный, и тщательный сбор анамнеза и медицинский осмотр могут помочь его сузить.
Мой ребёнок все время симулирует болезнь: что делать?
Хотя немногие дети любят проводить каждый день в школе, подавляющее большинство признаёт, что посещение школы является неотъемлемой частью жизни и не лишено удовольствий. Поэтому, если ваш ребёнок постоянно пытается кашлять или чихать, важно выяснить, почему.
Если он не хочет рассказывать о том, что происходит, поговорите с его учителями. Спросите, как он учится в школе и есть ли у него друзья. Если он пошли в новую школу, спросите, как он приспосабливается.
Также стоит узнать, есть ли какие-либо проблемы с учебой. Иногда у детей возникает нарушение обучаемости, из-за которого они не любят школу как явление.
Вооружившись информацией от учителей, вы также можете обсудить его хроническое заболевание с врачом или психологом, особенно если «болезнь» ребёнка всё продолжается. Специалисты могут помочь вам добраться до корня причины. Возможно, с этим нужно разбираться, а может быть, ребёнок просто хочет быть дома. Вариантов упорной симуляции симптомов несколько:
- Притворство, когда ребенок сознательно имитирует симптомы ради какой-то выгоды.
- Расстройство симуляции, или синдром Мюнхгаузена, когда симптомы надуманные, но ребёнок не может сказать, почему он это делает.
- При других состояниях, таких как соматизированное расстройство, конверсионное расстройство и болевые синдромы, симптомы кажутся ребёнку реальными, хотя основное заболевание не обнаруживается.
Не списывайте со счетов и психосоматику — хотя и не в том смысле, как это явление трактуют непрофессионалы. Подробно о том, что она на самом деле такое, читайте в статье «Бывают ли у детей «болезни от нервов»: все о детской психосоматике».
Использованы фотоматериалы Unsplash