Синдром Эйнштейна у детей: а вы о нём слышали?

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Часто родители беспокоятся, когда ребёнок не достигает соответствующих этапов развития речи. Однако задержка речи не всегда указывает на распространённые нарушения развития. Задержки речи могут различаться по степени тяжести: от полного молчания до затруднений в произношении определенных слов и построении предложений. Большинство родителей предполагают, что задержка развития речи или расстройство речи будут иметь долгосрочное влияние на способность ребёнка нормально учиться и функционировать в обществе. Но это не всегда так. Причиной позднего начала речи может быть относительно неизвестное состояние, известное как синдром Эйнштейна. И назван он по имени великого учёного.

Метеоризм: какая пища вызывает резкий запах кишечных газов

Виновники газообразования: из-за чего образуются кишечные газы и что делать?

Определение синдрома Эйнштейна: что это такое?

Синдром Эйнштейна — это термин, используемый для характеристики ребёнка с задержкой речи, но одновременно одарённого в других областях, требующих аналитического мышления. Дети с синдромом Эйнштейна в конечном итоге начинают полноценно разговаривать, без ограничений или признаков задержки речи, в то же время оставаясь более развитыми в других областях.

Синдром Эйнштейна был назван в честь Альберта Эйнштейна, одного из самых блестящих и влиятельных учёных ХХ века. Эйнштейн, признанный гений, также поздно заговорил (согласно некоторым биографам). Он не говорил полных предложений, пока ему не исполнилось 5 лет. Задержка речи не помешала интеллектуальным способностям и впечатляющим достижениям.

Факт!

Томас Соуэлл, американский экономист, ввел понятие синдрома Эйнштейна. Соуэлл отметил, что, хотя задержка речевого развития часто считается симптомом аутизма, есть много детей с выраженной задержкой речевого развития, но не страдающих расстройствами аутистического спектра. И среди них есть дети, которые позже преуспевают в учёбе и жизни, становясь успешными аналитическими мыслителями.

Люди с синдромом Эйнштейна в конечном итоге перерастают задержку речи и продолжают демонстрировать высокие формы интеллекта, что часто приводит к карьере в аналитике или музыке. Альберт Эйнштейн, Джулия Робинсон, Клара Шуман и Эдвард Теллер — вот лишь несколько талантливых людей, у которых мог быть синдром Эйнштейна.

Характеристики, признаки и симптомы синдрома Эйнштейна

Характеристики, признаки и симптомы синдрома Эйнштейна

Как определить, есть ли у ребёнка синдром Эйнштейна? Конечно, первым критерием является то, что ребёнок не соответствует возрастным речевым ориентирам. Но есть и другие подсказки, которые могут помочь в диагностике.

Факт!

По данным исследований, задержки и нарушения раннего развития речи чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек, причём соотношение по некоторым данным составляет 10 к одному.

Вот некоторые общие характеристики, часто встречающиеся у детей с синдромом Эйнштейна:

  • Выдающиеся и ранние аналитические или музыкальные способности. Часто дети демонстрируют исключительное владение инструментами и устройствами, такими как компьютеры.
  • Обладая выдающейся памятью, такие дети показывают высокие способности усваивать информацию.
  • Волевое поведение: дети с этим синдромом обычно очень упрямы. Если им что-то не нравится, они дадут вам понять и без речи. Их трудно убедить сделать то, чего они не хотят.
  • Очень избирательные интересы, многие люди с этим синдромом обладают музыкальными способностями или имеют другие творческие интересы. Поэтому видно, что в одних областях они имеют необычные достижения, а в других находятся на уровне ниже среднего.
  • Задержка приучения к горшку: кажется, детям с синдромом Эйнштейна требуется больше времени, чтобы научиться пользоваться туалетом.
  • Близкие родственники с аналитической или музыкальной карьерой: считается, что подобная особенность развития наблюдается в семьях.
  • Высочайшая концентрация на определенных интересах. Когда они чем-то интересуются, концентрация внимания приближается в стопроцентной, такого обычно не наблюдается у детей того же возраста. Они, кажется, полностью поглощены тем, что они делают. Стоит отметить, что это также может быть одним из признаком расстройства аутистического спектра.
  • Дети с синдромом Эйнштейна, по-видимому, испытывают трудности в вербальном общении, особенно в раннем возрасте. Большинство к трём годам говорят всего несколько слов, а правильно построить предложение обычно удается не ранее четырёх лет.

Синдром Эйнштейна не полностью определен, и трудно понять, насколько он распространен. Сильное поведение и избирательные интересы характерны для многих маленьких детей, даже для тех, кто начинает говорить в соответствии с возрастными нормами.

Существует множество доказательств того, что позднее начало речи не всегда является явным признаком нарушений и патологий речевого развития, умственной отсталости или сниженного интеллекта. Также нет неопровержимых доказательств того, что каждый ребёнок, у которого может быть синдром Эйнштейна, станет исключительно одарённым.

Учёные St. Agnes Hospital отмечают, что есть три состояния — гиперлексия (дети, которые рано начинают читать), синдром Эйнштейна (дети, которые поздно начинают говорить) и стереотипии у детей с нарушением зрения могут проявляться «аутистическими» симптомами, чертами и поведением, которые непросто дифференцировать от аутистического расстройства.

Хотя точно неизвестно, почему дети с синдромом Эйнштейна начинают говорить позже, вероятное объяснение состоит в том, что их мозг занят другими, более важными для них делами.

Диагностика синдрома Эйнштейна

Диагностика синдрома Эйнштейна

Синдром Эйнштейна у детей не имеет медицинского определения и не включен в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. Кроме того, неясно, играют ли роль факторы окружающей среды или генетические факторы в этом неизвестном состоянии. И поскольку этот термин является довольно новым и не имеет достаточного количества долгосрочных исследований, крайне маловероятно, что ребёнку будет поставлен формальный диагноз.

Факт!

Рекомендуемая терапия должна быть подобрана индивидуально в зависимости от конкретного типа задержки у ребёнка. Например, будут отличаться методики при задержке экспрессивной и рецептивной речи, когда ребенку трудно и говорить, и понимать, что говорят.

Кроме того, учёные University of Oxford выяснили, что и с помощью аппаратуры не получится определить какие-то характерные для этого синдрома особенности работы мозга. Так, в их исследовании взрослые с нормальной речью, но имели определенными языковыми нарушениями в детстве, имеют 100% левополушарную латерализованную речь в 90% случаев, то есть типичный паттерн, как у большинства людей. У взрослых с расстройством аутистического спектра такой паттерн выявляется в 84% случаев. Так что активность мозга при речи пока не может помочь в установке диагноза.

Комментарий эксперта
Анн-Элизабет Жермен, бакалавр патологии речи

Анн-Элизабет Жермен, бакалавр патологии речиДовольно неприятно знать, что ребёнку с синдромом Эйнштейна, скорее всего, не будет поставлен официальный диагноз. Тем не менее, для таких детей важно улучшать свои коммуникативные навыки с помощью логопеда.

Специалисты по развитию речи играют невероятную роль, когда речь идет о коммуникативных навыках человека. Логопеды могут работать над различными терапевтическими процедурами, чтобы повысить потребности ребёнка в общении.

Самое важное, что нужно сделать, если вы беспокоитесь о несоответствии речи детей возрастным нормам, — это пройти обследование. Если вы уверены, что ребёнок хорошо разбирается во многих областях и вовлечен в окружающую действительность, но поздно начинает говорить, необходимо убедиться, что врач использует целостный подход к постановке диагноза.

Если полагаться только на речь, можно поставить неверный диагноз. Ошибочный диагноз может привести к неправильному лечению и может непреднамеренно замедлить развитие. В частности, врач должен обращать внимание на невербальные сигналы и видеть, что ребёнок слушает и участвует в оценке.

Не бойтесь подвергать сомнению диагноз или даже спрашивать второе или третье мнение. Имейте в виду, что неправильный диагноз может быть и обратным, когда ребёнку с синдромом Аспергера ставят задержку развития или иной вариант нарушений. Вот почему так важен комплексный подход к диагностике, который исследует не только речь, но и другие факторы, такие как слуховые и невербальные сигналы.

И последнее, но не менее важное: обратите внимание на то, чем ребёнок занимается. Например, если он проявляет большой интерес к определённой теме, вы можете помочь им добиться большего успеха, наняв репетитора или записав их на внеклассные занятия, связанные с этой тематикой. Кто знает? Возможно, в вашей семье растёт великий математик или будущий музыкант. А о том, что нужно для успешного развития, читайте в статье «Как вырастить Эйнштейна: какое раннее развитие действительно нужно ребенку?».

Читайте также

Как вовремя заметить задержку развития у ребенка?
Какие бывают виды задержки развития у детей, почему они появляются и какие у них первые признаки?
Такой маленький, а уже читает: гиперлексия как детское расстройство
Почему раннее начало чтения у детей может быть признаком нарушения развития?
VATER-синдром у новорожденного ребёнка: что это значит?
VATER и VACTERL-синдромы: что означают эти буквы? Причины, симптомы и прогнозы для детей с патологиями.
Талант или посредственность: когда и как проверяют интеллект у детей?
Признаки одарённости и малышей и дошкольников: как ведут себя талантливые детки? Как помочь ребёнку развить способности?
Задержка речи у детей: симптомы, причины и лечение
Для детей своевременное получение речевых навыков имеет огромное значение: от этого зависит их будущее.
Синдром плоской головы и шлемотерапия: что надо знать родителям
Неровная головка у малыша: когда ему нужен специальный шлем-ортез, а когда достаточно других методов лечения?
Опубликовано 06.02.2023 12:03
Рейтинг статьи:
4,7

Использованные источники

Cerebral dominance for language function in adults with specific language impairment or autism / Whitehouse AJ, Bishop DV. // Brain 2008
The Einstein Syndrome: Bright Children Who Talk Late / Thomas Sowell // Basic Books 2001
Hyperlexia III: separating 'autistic-like' behaviors from autistic disorder; assessing children who read early or speak late / Treffert DA. // WMJ 2011
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Чем опасна вагинальная атрофия: не только сухость и боль

Сухость, боль, частые инфекции и ухудшение самочувствия: почему развивается атрофия стенок влагалища и как её лечат?

Метеоризм: какая пища вызывает резкий запах кишечных газов

Виновники газообразования: из-за чего образуются кишечные газы и что делать?

20 продуктов для иммунитета: рекомендуют диетологи

Диетологи рекомендуют эти продукты для крепкого иммунитета и стройности