Часто родители беспокоятся, когда ребёнок не достигает соответствующих этапов развития речи. Однако задержка речи не всегда указывает на распространённые нарушения развития. Задержки речи могут различаться по степени тяжести: от полного молчания до затруднений в произношении определенных слов и построении предложений. Большинство родителей предполагают, что задержка развития речи или расстройство речи будут иметь долгосрочное влияние на способность ребёнка нормально учиться и функционировать в обществе. Но это не всегда так. Причиной позднего начала речи может быть относительно неизвестное состояние, известное как синдром Эйнштейна. И назван он по имени великого учёного.
Определение синдрома Эйнштейна: что это такое?
Синдром Эйнштейна — это термин, используемый для характеристики ребёнка с задержкой речи, но одновременно одарённого в других областях, требующих аналитического мышления. Дети с синдромом Эйнштейна в конечном итоге начинают полноценно разговаривать, без ограничений или признаков задержки речи, в то же время оставаясь более развитыми в других областях.
Синдром Эйнштейна был назван в честь Альберта Эйнштейна, одного из самых блестящих и влиятельных учёных ХХ века. Эйнштейн, признанный гений, также поздно заговорил (согласно некоторым биографам). Он не говорил полных предложений, пока ему не исполнилось 5 лет. Задержка речи не помешала интеллектуальным способностям и впечатляющим достижениям.
Томас Соуэлл, американский экономист, ввел понятие синдрома Эйнштейна. Соуэлл отметил, что, хотя задержка речевого развития часто считается симптомом аутизма, есть много детей с выраженной задержкой речевого развития, но не страдающих расстройствами аутистического спектра. И среди них есть дети, которые позже преуспевают в учёбе и жизни, становясь успешными аналитическими мыслителями.
Люди с синдромом Эйнштейна в конечном итоге перерастают задержку речи и продолжают демонстрировать высокие формы интеллекта, что часто приводит к карьере в аналитике или музыке. Альберт Эйнштейн, Джулия Робинсон, Клара Шуман и Эдвард Теллер — вот лишь несколько талантливых людей, у которых мог быть синдром Эйнштейна.
Характеристики, признаки и симптомы синдрома Эйнштейна
Как определить, есть ли у ребёнка синдром Эйнштейна? Конечно, первым критерием является то, что ребёнок не соответствует возрастным речевым ориентирам. Но есть и другие подсказки, которые могут помочь в диагностике.
По данным исследований, задержки и нарушения раннего развития речи чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек, причём соотношение по некоторым данным составляет 10 к одному.
Вот некоторые общие характеристики, часто встречающиеся у детей с синдромом Эйнштейна:
- Выдающиеся и ранние аналитические или музыкальные способности. Часто дети демонстрируют исключительное владение инструментами и устройствами, такими как компьютеры.
- Обладая выдающейся памятью, такие дети показывают высокие способности усваивать информацию.
- Волевое поведение: дети с этим синдромом обычно очень упрямы. Если им что-то не нравится, они дадут вам понять и без речи. Их трудно убедить сделать то, чего они не хотят.
- Очень избирательные интересы, многие люди с этим синдромом обладают музыкальными способностями или имеют другие творческие интересы. Поэтому видно, что в одних областях они имеют необычные достижения, а в других находятся на уровне ниже среднего.
- Задержка приучения к горшку: кажется, детям с синдромом Эйнштейна требуется больше времени, чтобы научиться пользоваться туалетом.
- Близкие родственники с аналитической или музыкальной карьерой: считается, что подобная особенность развития наблюдается в семьях.
- Высочайшая концентрация на определенных интересах. Когда они чем-то интересуются, концентрация внимания приближается в стопроцентной, такого обычно не наблюдается у детей того же возраста. Они, кажется, полностью поглощены тем, что они делают. Стоит отметить, что это также может быть одним из признаком расстройства аутистического спектра.
- Дети с синдромом Эйнштейна, по-видимому, испытывают трудности в вербальном общении, особенно в раннем возрасте. Большинство к трём годам говорят всего несколько слов, а правильно построить предложение обычно удается не ранее четырёх лет.
Синдром Эйнштейна не полностью определен, и трудно понять, насколько он распространен. Сильное поведение и избирательные интересы характерны для многих маленьких детей, даже для тех, кто начинает говорить в соответствии с возрастными нормами.
Существует множество доказательств того, что позднее начало речи не всегда является явным признаком нарушений и патологий речевого развития, умственной отсталости или сниженного интеллекта. Также нет неопровержимых доказательств того, что каждый ребёнок, у которого может быть синдром Эйнштейна, станет исключительно одарённым.
Учёные St. Agnes Hospital отмечают, что есть три состояния — гиперлексия (дети, которые рано начинают читать), синдром Эйнштейна (дети, которые поздно начинают говорить) и стереотипии у детей с нарушением зрения могут проявляться «аутистическими» симптомами, чертами и поведением, которые непросто дифференцировать от аутистического расстройства.
Хотя точно неизвестно, почему дети с синдромом Эйнштейна начинают говорить позже, вероятное объяснение состоит в том, что их мозг занят другими, более важными для них делами.
Диагностика синдрома Эйнштейна
Синдром Эйнштейна у детей не имеет медицинского определения и не включен в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. Кроме того, неясно, играют ли роль факторы окружающей среды или генетические факторы в этом неизвестном состоянии. И поскольку этот термин является довольно новым и не имеет достаточного количества долгосрочных исследований, крайне маловероятно, что ребёнку будет поставлен формальный диагноз.
Рекомендуемая терапия должна быть подобрана индивидуально в зависимости от конкретного типа задержки у ребёнка. Например, будут отличаться методики при задержке экспрессивной и рецептивной речи, когда ребенку трудно и говорить, и понимать, что говорят.
Кроме того, учёные University of Oxford выяснили, что и с помощью аппаратуры не получится определить какие-то характерные для этого синдрома особенности работы мозга. Так, в их исследовании взрослые с нормальной речью, но имели определенными языковыми нарушениями в детстве, имеют 100% левополушарную латерализованную речь в 90% случаев, то есть типичный паттерн, как у большинства людей. У взрослых с расстройством аутистического спектра такой паттерн выявляется в 84% случаев. Так что активность мозга при речи пока не может помочь в установке диагноза.
Довольно неприятно знать, что ребёнку с синдромом Эйнштейна, скорее всего, не будет поставлен официальный диагноз. Тем не менее, для таких детей важно улучшать свои коммуникативные навыки с помощью логопеда.
Специалисты по развитию речи играют невероятную роль, когда речь идет о коммуникативных навыках человека. Логопеды могут работать над различными терапевтическими процедурами, чтобы повысить потребности ребёнка в общении.
Самое важное, что нужно сделать, если вы беспокоитесь о несоответствии речи детей возрастным нормам, — это пройти обследование. Если вы уверены, что ребёнок хорошо разбирается во многих областях и вовлечен в окружающую действительность, но поздно начинает говорить, необходимо убедиться, что врач использует целостный подход к постановке диагноза.
Если полагаться только на речь, можно поставить неверный диагноз. Ошибочный диагноз может привести к неправильному лечению и может непреднамеренно замедлить развитие. В частности, врач должен обращать внимание на невербальные сигналы и видеть, что ребёнок слушает и участвует в оценке.
Не бойтесь подвергать сомнению диагноз или даже спрашивать второе или третье мнение. Имейте в виду, что неправильный диагноз может быть и обратным, когда ребёнку с синдромом Аспергера ставят задержку развития или иной вариант нарушений. Вот почему так важен комплексный подход к диагностике, который исследует не только речь, но и другие факторы, такие как слуховые и невербальные сигналы.
И последнее, но не менее важное: обратите внимание на то, чем ребёнок занимается. Например, если он проявляет большой интерес к определённой теме, вы можете помочь им добиться большего успеха, наняв репетитора или записав их на внеклассные занятия, связанные с этой тематикой. Кто знает? Возможно, в вашей семье растёт великий математик или будущий музыкант. А о том, что нужно для успешного развития, читайте в статье «Как вырастить Эйнштейна: какое раннее развитие действительно нужно ребенку?».