Стремительный ритм жизни нередко требует от современной хозяйки четкой расстановки приоритетов в неразрывной цепочке «профессиональная карьера-личные интересы-повседневные домашние обязанности». Однако, как показывает жизненная практика, сделать правильный выбор в пользу того или иного «звена» зачастую бывает весьма непросто. Тем, кто устал разрываться между работой и домашними делами, на помощь придет Fly Lady — эффективная программа, позволяющая даже самым занятым женщинам неизменно содержать свое жилище в идеальном порядке.
При этом у активных сторонниц Флай Леди остается достаточно свободного времени, чтобы посвятить его любимому хобби или мероприятиям по сохранности красоты, здоровья и молодости.
На чем же основана столь уникальная система и каковы секреты ее удивительной эффективности? Ответить на эти и другие вопросы поможет расследование MedAboutMe.
Система Флай Леди: немного истории
Своим появлением система «Fly Lady» обязана некогда обычной американской бизнес-леди и домохозяйке, а ныне — известной широкому женскому кругу писательнице Марле Силли (Marla Cilley).
Однажды, в преддверии наступающего 1999 года, Марла вдруг задумалась над вопросом: почему все ее попытки эффективно совмещать работу и ведение домашнего хозяйства, вопреки прилагаемым усилиям, не приносят высоких и стабильных результатов. После тщательно и скрупулезно проведенного анализа женщина сделала следующие выводы: невозможно обеспечить порядок во всем и сразу, если не придерживаться в своих действиях определенной рациональной системы.
Марла решила изменить подход к ведению повседневных дел, начиная с первых дней нового года, и в ближайшее же время разработала для себя ряд правил, которые должны были помочь ей избавиться от хаоса в доме и в жизни. Испробованные на личном опыте, основательно «отшлифованные» и систематизированные, впоследствии эти правила были заложены в основу исключительно популярной и востребованной сегодня программы Fly Lady.
Изначально название творения Силли представляло собой аббревиатуру «FLY» (Finally Loving Yourself), что в переводе с английского означает «наконец-то полюбить себя»). В дальнейшем к первой части было добавлено слово «lady», в результате чего название приобрело смысл, идеально соответствующий сути новоизобретенной программы. В буквальном переводе Флай Леди означает «летающая хозяйка», то есть хозяйка, умеющая быстро, легко и играючи справляться с любыми домашними делами.
Как стать «летающей домохозяйкой»: секреты настоящей Флай Леди
Чтобы испытать на себе все преимущества ведения домашнего хозяйства по системе Флай Леди, совершенно не обязательно обладать какими-либо особенными талантами и навыками. Все, что потребуется — это запастись желанием и терпением, активно «включиться» в освоение программы и дисциплинированно следовать ее основным принципам. При соблюдении этих нехитрых условий вы наверняка очень скоро отметите, что теперь ваше жилище неизменно сияет восхитительной чистотой, в то время как уборка отнимает у вас всего лишь 15 минут ежедневно. Итак, приступаем к постижению секретов «летающей домохозяйки»!
Включаем таймер на 15 минут
Прежде всего, программа Fly Lady подразумевает следующее: уборка должна осуществляться по зонам, и обязательно — с соблюдением рекомендованного времени, которое составляет 15 минут в день. Не спешите сделать все сразу и не затрачивайте на домашнюю работу ни одной «ненормированной» минутки.
На первый взгляд может показаться, что четверть часа в день — слишком мало для того, чтобы содержать жилище в безупречном состоянии. Действительно, быстро добиться высокого результата получается далеко не у всех хозяек. Однако по мере избавления от хлама и наведения порядка в отдельных зонах вы убедитесь, что 15 минут — более чем достаточно для поддержания стабильной чистоты в вашем доме.
Зонируем помещения
Первое, с чего стоит начать при постижении азов системы Флай Леди, — это с определения отдельных зон для дальнейшей уборки. Дело в том, что, согласно программе Марлы Силли, мероприятия по наведению чистоты и порядка следует осуществлять по следующему принципу: в течение одной недели — уборка в одной зоне, по 15 минут ежедневно.
Рассмотрим ориентировочную схему зонирования на примере стандартной двухкомнатной квартиры:
- Зона № 1: кухня.
- Зона № 2: гостиная.
- Зона № 3: спальня.
- Зона № 4: прихожая
- Зона № 5: санузел + лоджия.
Пошаговая еженедельная уборка каждой отдельной зоны со временем обеспечит постоянное присутствие сияющей чистоты в вашем доме, поскольку порядок во всех уголках жилища в итоге будет доведен вами практически до совершенства.
Составляем план работ на неделю
После того, как зоны для уборки определены, наступает время для составления плана домашних мероприятий на первую неделю. При планировании важно помнить, что на работы по дому следует выделять не более четверти часа в день.
Если в качестве первого объекта для уборки вы избрали кухню, недельный план может выглядеть следующим образом:
- Понедельник: вымыть дверь и окно.
- Вторник: почистить кухонную плиту и чайник.
- Среда, четверг: навести порядок в кухонном шкафу.
- Пятница: вымыть кафельную плитку.
- Суббота: почистить СВЧ-печь.
- Воскресенье: помыть люстру и раковину.
Дисциплинированно следуя намеченному плану уборки, уже спустя неделю вы заметите впечатляющие перемены в состоянии кухонного помещения. А по прошествии пяти-шести недель, когда первые работы будут произведены в остальных зонах, ваше жилище преобразится самым волшебным образом. Продолжайте осуществлять ежедневную уборку «по кругу» — и порядок в доме станет для вас всего лишь привычной традицией!
Избавляемся от хлама
Флай Леди категорично заявляет: хаосом невозможно управлять, однако в силах каждого — полностью искоренить это явление из своей жизни. Для этого, прежде всего, нужно избавиться от всех бесполезных и ненужных вещей.
Чтобы правильно определиться с решением, следует ли выбрасывать (или передавать в другие руки) ту или иную вещь, необходимо задать себе всего лишь один вопрос: «Пользовалась ли я этим в течение последнего года?» Отрицательный ответ однозначно будет свидетельствовать о том, что наступил «момент расставания».
Разумеется, речь не ведется о семейных реликвиях, дорогих вашему сердцу подарках или предметах, с которыми у вас связаны особенно теплые и светлые воспоминания. Во всех же остальных случаях избавляться от старых вещей следует решительно и безоговорочно.
Еженедельно устраиваем час уборки
Наряду с повседневными 15-минутными работами по дому, система Флай Леди предполагает обязательное осуществление часовой еженедельной уборки.
Чтобы оптимизировать процесс наведения порядка, распределите час на шесть десятиминутных периодов, каждый из которых будет отведен на выполнение конкретной отдельной задачи. К примеру, в течение первой «десятиминутки» вы протираете пыль в квартире, а в последующие отрезки времени — моете пол, пылесосите, выносите мусор, выбиваете коврики и т.д.
Еженедельная уборка является своего рода «итоговым мероприятием», позволяющим приблизить результаты предшествующих дней к максимальному совершенству.
Справляемся с рутинами
На протяжении дня каждой хозяйке приходится выполнять множество мелких дел, которые Fly Lady именует рутинами. Спектр «рутинных» мероприятий, имеющих отношение непосредственно к домашним обязанностям, более чем широк: мытье посуды, стирка белья, уход за комнатными растениями, пришивание оторванных пуговиц, устранение стихийных очагов беспорядка и т.д.
Невзирая на то, что выполнение рутин, в большинстве случаев, не представляет особенной сложности, многие женщины склонные откладывать их «на потом». Флай Леди же предлагает заниматься рутинами между делом. Например, в процессе варки борща несложно выкроить время на то, чтобы вытереть пыль, а при прослушивании новостей ничто не мешает вам погладить небольшую горку белья или привести в порядок зеркало и кухонную раковину. В итоге вы сможете не только легко и быстро справляться с рутинами, но и ежедневно обеспечивать себе дополнительное количество свободного времени на хобби или другие приятные занятия.
Объявляем войну хот-спотам
Под хот-спотами (в переводе с английского hot spot означает «горячая точка») Флай Леди подразумевает места стихийного скопления различного рода вещей и мелких предметов. Как показывает практика, в качестве хот-спотов чаще всего выступают тумбочки в прихожей, журнальные столики, полки, стулья, кресла и подоконники. Если за этими зонами не следить, то они поразительно быстро захламляются, и приведение их в порядок отнимает впоследствии уйму времени.
Задача «летающей домохозяйки» — своевременно выявлять и оперативно «гасить» образующиеся в доме хот-споты. В идеале, следует приучить себя и всех домочадцев к строгому соблюдению непреложного правила: у каждой вещи есть свое место. К примеру, зонты и перчатки должны всегда лежать на специально отведенных для них полках, а иголки, нитки и ножницы — незамедлительно отправляться после использования в верхний ящик стола-тумбы. Что касается скомканных листов бумаги, конфетных оберток и прочего мусора — присутствие таких вещей категорически непозволительно ни в каком другом месте, кроме мусорного ведра или урны!
Ведем контрольный журнал
Планируя обратиться к системе Флай Леди, обязательно заведите контрольный журнал. В роли такового может выступить обычная толстая тетрадь, которую нужно разделить на три части.
- Первая часть журнала предназначается для составления планов на предстоящую неделю. При этом в список следует включать как дела по хозяйству, так и любые другие обязательные мероприятия (поход за продуктами, визит в поликлинику, посещение родительского собрания и т.д.).
- Вторую часть контрольного журнала рекомендуется отвести под планирование не обязательных, но желательных мероприятий, например, шопинга, походов в кинотеатр, посещений салона красоты или встреч с подругами.
- Третья часть журнала представляет собой аналог записной книжки; здесь вы можете фиксировать всю актуальную для вас информацию: телефонные номера, списки покупок для подготовки ребёнка к школе, названия эффективных лекарств или интересных новинок косметики и пр.
Возможно, вы спросите: «Какое отношение имеет такой журнал к ведению домашнего хозяйства?» Самое прямое и непосредственное: составление краткосрочных и долгосрочных планов, наряду с наличием «под рукой» полезной информации, поможет вам быстро приобрести навыки рационального использования свободного времени.
Уход за собой — обязательное мероприятие на каждый день
Насколько бы вы ни были загружены рутинами и прочими домашними делами, не забывайте: настоящая «флай леди» выглядит безупречно при любых обстоятельствах. Поэтому не жалейте свободного времени на уход за своей внешностью. И, конечно же, обязательно уделяйте внимание тому, как выглядит ваша домашняя одежда, в том числе — предназначенная для занятий уборкой.
Постарайтесь всегда пребывать в таком виде, чтобы случайный визит гостей не поверг вас в смущение из-за несоответствия ваших «формы» и «содержания». Помните: даже самый идеальный порядок в доме способен померкнуть и утратить свое великолепие без красивой, ухоженной и любящей себя хозяйки!
Эффективно — это значит быстро и качественно. Понимание, как сделать процесс эффективнее, приходит с опытом. Но для этого нужно соблюдать одно важное условие: уборка не должна превращаться в механическое действие. Неправильно — «руками» делать уборку, а «головой» — думать о личных проблемах, детях, новом платье и т.д.
Осуществляя домашнюю уборку, следует концентрироваться на текущем занятии и при этом держать в голове две мысли:
- как убрать/почистить/помыть быстрее,
- как убрать/почистить/помыть еще лучше.
И в течение всего времени, посвященного уборке, нужно давать себе ответы на эти два вопроса. Не переживайте, если вы не всякий раз находите на них ответы. Возможно, правильное решение придет к вам в следующий раз. Тем не менее, со временем вы заметите, что от раза к разу уборка делается быстрее, а ее качество повышается. Это результат концентрации и постоянного совершенствования, которому способствуют два совершенно простых, но при этом исключительно эффективных вопроса. Какой бы опытной хозяйкой вы ни были бы, у вас всегда есть возможность улучшить результаты и поставить новые рекорды. Процесс совершенства бесконечен, увеличение эффективности не имеет пределов — показывает практика специалистов клинингового сервиса Помогатель.Клининг.