За сухими цифрами статистики по количеству зараженных, умерших и выздоровевших скрываются глобальные экономические, социальные и даже политические изменения, вызванные пандемией коронавируса SARS-CoV-2. MedAboutMe рассказывает о том, как считается статистика.
Говоря о статистике, следует придерживаться двух основных принципов:
- Чем больше выборка (количество учтенных случаев), тем точнее выводы. Поэтому, например, сравнивать смертность в Китае и в России нельзя – слишком разные объёмы данных.
- Чтобы делать выводы, надо иметь точку отсчета, базовую информацию – что-то для сравнения. Это так называемая концепция базовой линии. То есть, говоря о смертности от коронавируса, следует учитывать: сколько людей в это время года умирает в среднем, сколько – от гриппа и других ОРВИ, сколько в этом конкретном регионе мест в реанимациях и насколько доступны врачи, и др.
Сегодня все специалисты сходятся в одном: главная опасность коронавируса не в том, что он заразен (корь намного более, почти на порядок, контагиозна) и не в том, что от него умирают люди (SARS-CoV 2003 года убивал людей в несколько раз легче). А в том, что единовременно образуется большое количество тяжелых случаев болезни, и мест в реанимации, а также аппаратуры и медперсонала начинает не хватать.
Кроме того, есть разные подходы к выявлению людей, зараженных коронавирусом. Так, в Китае изначально на ПЦР-анализ отправляли людей, у которых уже развилась атипичная пневмония, причем в такой форме, что человек попал в больницу. По мере появления тестов на коронавирус и роста числа смертей проверять стали людей, у которых уже были выраженные симптомы ОРВИ, но еще не тяжелая форма COVID-19.
Потом в феврале на фоне острой нехватки тестов и времени на их проведение китайские врачи решили диагностировать COVID-19 методом рентгенографии, не уточняя диагноз тестами. Действительно, на определенной стадии развития болезни в тканях легких видны характерные изменения. В этот день наблюдался резкий скачок показателей подтвержденных случаев (а ВОЗ продолжала считать только лабораторно подтвержденные случаи). Однако спустя короткое время китайцы отказались от такого подхода – слишком он был недостоверным, и вернулись к тестам.
А в других странах мира, где есть ресурсы на проверку большого количества населения и работают фильтры в аэропортах и т. п., в категорию подтвержденных случаев попадают люди со слабыми проявлениями ОРВИ, которые входили в группы повышенного риска контактов с зараженными. Кроме того, за почти три месяца пандемии человечество стало намного эффективнее выявлять зараженных людей. То есть, статистику Китая, особенно на начальных этапах пандемии, и статистику стран с небольшим числом больных, особенно сейчас, создавали разные люди.
И еще один важный момент: статистика по подтвержденным случаям – это своего рода «свет умирающих звезд». Болезнь может протекать с легкими симптомами или вовсе бессимптомно — и эти случаи не попадают в статистику в реальном времени. Поэтому истинное число случаев заражения коронавирусом можно оценивать только через некоторое время, оглядываясь назад и опираясь на данные по смертности, госпитализации и результатам анализов.
Наконец, генетики и вирусологи оценивают распространение вируса по его мутациям, появление которых подчиняется определенным законам.
Какие можно сделать выводы?
Глядя на официальную статистику, мы видим верхушку айсберга. А это значит, что на самом деле зараженных людей намного, намного больше. А смертность — намного ниже расчетных показателей.
Официальная статистика ставит вопросы, отвечать на которые надо не только врачам и вирусологам, но и экспертам в области социологии и демографии. Так, в числе причин взрывного характера эпидемии в Италии называют следующие факторы:
- Чрезвычайно высокая доля пожилых людей по отношению к населению из других возрастных групп.
- Специфика культуры общения — очень контактное, открытое.
- Специфика общества — большие семьи, значительная вовлеченность пожилых людей в жизнь семьи и совместное проживание, и др.