Детский сад давно стал неотъемлемой частью жизни современных детей. Остались в прошлом те времена, когда родители отдавали детей в группы дневного присмотра, так как сами вынуждены были работать, и некому было заботиться о малыше в течение дня. Но каждый ли малыш нуждается в посещении этого заведения?
Занятия для детей в детском саду
Современные детские сады претерпели большие изменения за то время (почти век!), что они существуют. Изначально это была вынужденная мера по обеспечению безопасности детей, пока родители были заняты в течение дня — своего рода коллективная няня. Теперь это настоящие учреждения дошкольного образования. Дети в детских садах не просто проводят время до вечера, они занимаются творчеством, играют в спортивные игры, изучают окружающий мир и виды деятельности человека. Детям читают стихи и сказки, они сами могут разыгрывать маленькие спектакли, ну и конечно, все участвуют в праздничных мероприятиях по случаю Нового года, весны и осени, индивидуальных праздников детского садика и всего города.
Даже к квалификации сотрудников детского сада предъявляются повышенные требования — теперь это должны быть специалисты с профильным высшим образованием, которые могут обеспечить качественные разнообразные занятия для детей, а не только уход за ними.
Для многих родителей главная ценность детского садика — это социализация ребёнка. Малыш постоянно находится в коллективе сверстников — они так и называются, группы. В основном детей объединяют по возрасту, так как у ровесников примерно одинаковый уровень развития, им подойдут одни и те же занятия, и навыки они осваивают примерно с равной скоростью. Дети весь день проживают вместе, в тесном контакте друг с другом. Они учатся совместно решать свои проблемы, взаимодействовать, вместе получать знания, общаться, разрешать конфликты и мириться. Это бесценные навыки, которые будут необходимы ребёнку в течение всей его жизни — при учебе в школе, на работе, при заведении дружеских и личных отношений. Получить их малыш может только на личном опыте — общению невозможно научиться в теории.
Как помочь детям привыкнуть
Несмотря на все позитивные моменты детского сада, детям нередко бывает сложно привыкнуть к новой обстановке. Обычно это связано именно с резкими переменами в образе жизни, опытом переживаний, которых малыш еще пока не имел. Вся его жизнь проходила рядом с мамой, все детское общество, с которым он общался — это в лучшем случае братья или сестры, и вряд ли их больше трех. Все проблемы решались сразу же в индивидуальном порядке. А тут вдруг — новое помещение, незнакомые люди рядом, мамы нет, зато есть 20 незнакомых детей, и абсолютно все нужно делать самому, причем не тогда, когда захочется, а когда скажет воспитатель. Есть от чего растеряться. Свершено естественно, что малыш в такой ситуации плачет и просит забрать его домой, где все знакомо.
В этой ситуации важно не принимать скоропалительных решений. Адаптацию к садовской жизни будут проходить абсолютно все дети, это только вопрос времени. Чтобы она была наиболее гладкой, ребёнка стоит начать готовить к переменам заранее. Родители могут прочитать крохе книжки о детском саде, отвести посмотреть, как играют дети на садовских площадках, познакомить с воспитателем.
Можно на первых порах разрешать брать с собой любимую игрушку — это будет частичка родного дома, которая позволит малышу чувствовать себя уютнее в коллективе. Можно проконсультироваться с психологом. Он теперь есть почти в каждом детском саду и может подсказать, как лучше построить процесс расставания утром, который бывает наиболее болезненным для ребёнка. Когда мама еще рядом, так трудно бывает удержаться от соблазна и не проситься домой, не заплакать — вдруг тогда мама согласится. В зависимости от характера и уровня самостоятельности ребёнка, могут сработать разные стратегии. Может, будет лучше сократить прощание до минимума — чтобы малыш сразу пошел в группу, увидел друзей, увлекся игрушками и отвлекся от мыслей о том, что он скучает по дому.
А кому-то будет нужен плавный переход, чтобы не травмировать чувствительную нервную систему — в этом случае маме лучше самой на первых порах присутствовать в группе, постепенно сокращая время своего пребывания там.
Когда малышу не нужен детский сад
Но есть дети, которые никак не могут адаптироваться к коллективной жизни в детском саду. Они упорно не хотят отпускать утром родителей, долго плачут, и никакие занятия для детей такого типа не подойдут и не успокоят их. К сожалению, это состояние не проходит со временем, а уровень истерики только нарастает. Малыш не может встроиться в привычный ритм жизни вместе со всей группой, у него не получается налаживать отношения с другими детьми, не может найти общий язык с воспитателями, а возможно, не понимает правил взаимоотношений с ними, не умеет слушаться. Весь комплекс этих проблем делает жизнь в саду для такого ребёнка настоящим мучением, и не улучшает отношение остальной группы к нему.
К сожалению, редкие родители в таком случае идут малышу навстречу и забирают его домой. Понятно, что не у всех есть такая возможность — если оба родителя вынуждены работать, то просто не остается вариантов. В том случае, когда возможность оставить малыша дома есть, обычно, родители переживают за социализацию ребёнка. Как же он дальше будет общаться с детьми? После сада будет школа, туда точно придется ходить — как же малыш будет учиться, если сейчас он не в состоянии просто жить обычной жизнью в коллективе? Как научится общаться?
В большинстве своем это заблуждения. Коммуникативные навыки в таком объёме, жизнь в коллективе в течение 10 часов подряд вовсе не являются жизненной необходимостью для качественного развития ребёнка. Совершенно естественно, что 3-4-летний малыш не выдерживает такой социальной нагрузки. Все-таки природой предусмотрено освоение любого навыка постепенно, и навык взаимодействия также требует времени.
В юном возрасте трех и, особенно, двух лет ребёнку вполне достаточно общения с детьми на детской площадке — это не займет много времени, можно выбирать круг общения по своему усмотрению. Постепенно друзей станет больше, с ними завяжутся более глубокие отношения, малыш будет проще входить в совместную деятельность.
Что же касается обучения в школе — оно начнется только в 7 лет. Это принципиально иной уровень развития нервной системы, ребёнку будет намного проще даваться то, что выбивало его из колеи в 3 года. В крайнем случае, можно начать посещать детский сад или специальные занятия для детей по подготовке к школе за год до начала обучения.
Родители должны сберечь здоровье ребёнка
Также лучше по возможности воздержаться от посещения детского сада тем детям, которые относятся к категории часто болеющих. Существует теория, утверждающая, что болезни детского сада необходимы для нормального укрепления иммунитета ребёнка. В этом есть определенная истина — каждый малыш приносит в замкнутый коллектив свои бактерии, происходит своего рода обмен, другие дети заболевают, но таким образом учатся противостоять агрессивной среде болезнетворных агентов.
Однако если малыш болеет чаще 6 раз в год, его иммунная система может не выдержать подобной тренировки, и к достижению школьного возраста здоровье ребёнка будет подорвано. Родители должны быть внимательны к тому, как их малыш переносит заболевания, приносимые из детского сада. Если его мучают тяжелые осложнения, он заболевает снова и снова, и периоды между болезнями не уменьшаются, то не стоит так рисковать. Никакая социализация не стоит крепкого здоровья.