Дети могут испытывать стресс в любом, даже грудном, возрасте: режутся зубки, мама долго не берет на руки, мучает чувство голода или ощущение грязного памперса — все это закономерно создает дискомфорт, а при запоздалом реагировании взрослых еще и может привести к состоянию, близкому к стрессу.
Но чем старше ребёнок, тем больше появляется причин для возникновения стрессовых ситуаций. Их пик приходится на подростковый возраст. Здесь возникает такое количество поводов для эмоционального перенапряжения, что даже профессиональные психологи затрудняются с их полной классификацией. К тому же подростковый стресс — это настолько индивидуальное явление, что причиной могут стать самые неожиданные, с точки зрения взрослых, события.
Подростковый возраст — это важнейший переходный этап в жизни любого человека. Именно в этом периоде формируются основные черты характера, взгляды, убеждения, и даже физиология. Кроме того, детские представления о жизни, чувствах и явлениях сталкиваются с реальностью, которая может оказаться совершенно не такой, как ожидалось. Крушение иллюзий — более чем мощный повод для подростковых стрессов.
Классификация основных причин стресса у детей
Родители порой слишком поздно реагируют на стрессовую ситуацию в жизни ребёнка: зачастую, когда тому уже требуется профессиональная помощь. Стремительный ритм нашей жизни, занятость на двух-трех работах, собственные потрясения взрослых — например, из-за кредитов, бытовых проблем, страха потерять работу — все это отвлекает их от взросления собственных детей. Но бывает и так, что подростки боятся или просто стесняются говорить с членами семьи о тех причинах, которые спровоцировали стресс. В итоге ситуация только ухудшается.
Дети переживают стрессы разной тяжести во всех странах без исключения. Так исследования, проведенные в европейских государствах, показали, что до 40% девочек и мальчиков в своей жизни сталкивались как минимум с одной тяжелой стрессовой ситуацией. В итоге за специализированным лечением вынуждены были обратиться 6% мальчиков и около 15% девочек-подростков.
В России полной и достоверной статистики по подростковым стрессам и их последствиям нет. Косвенно о масштабах этой проблемы можно судить по различным анонимным опросам школьников подросткового возраста, которые показывают, что примерно треть мальчиков и около 20% девочек систематически употребляют алкоголь. В большинстве случаев для подростков это как раз один из способов своими силами справиться с непростой для них ситуацией.
Психологи делят причины подростковых стрессов на несколько крупных категорий. Это могут быть:
- негативная оценка собственной внешности (масса тела, рост, реальные или мнимые дефекты внешности и пр.);
- проблемы в семье (конфликты с родителями или другими членами семьи, их алкоголизм, развод, переезд);
- сложности в школе (конфликты с другими детьми или педагогами, плохая успеваемость, переход в другое образовательное учреждение, экзамены);
- романтические отношения (как зарождающиеся, так и прекращенные);
- внешкольные проблемы (опасные хобби, сомнительные связи, столкновение с криминалом, потребление алкоголя или наркотических веществ).
Обнаружить и проанализировать такие ситуации в жизни своего ребёнка родители могут только при условии достаточно доверительных отношений. Однако определить состояние стресса можно и по различным объективным признакам. Главное при этом — быть внимательным к своему ребёнку.
Почему родители не должны оказывать давления
Взрослые часто планируют будущее своих детей, не учитывая их собственные желания и возможности. Как правило, родителям хочется воплотить в новом поколении свои собственные несбывшиеся мечты. Они выбирают для ребёнка дополнительные занятия, кружки, спортивные секции в соответствии со своими собственными вкусами, и ожидают от детей выдающихся результатов.
Но чем старше становится ребёнок, тем активнее проявляются его собственные желания. В подростковом возрасте он уже может откровенно бунтовать, что вполне закономерно приводит к конфликтам в семье.
Другая сторона этой проблемы — завышенные ожидания мам и пап относительно талантов и успехов своих любимых чад. Иногда они просто не принимают реальность и не признают, что ребёнок, например, по объективным причинам не в состоянии учиться только на одни пятерки, всегда побеждать на спортивных соревнованиях и с успехом участвовать во всех школьных олимпиадах. Невозможно на постоянной основе входить в число победителей. И надо смириться с этим, а не давить на своего ребёнка, вызывая у него нервный срыв из-за чувства несоответствия запросам.
Родители должны мотивировать своего ребёнка, а не ущемлять его постоянными требованиями. Пусть он занимается в той сфере, которая ему реально нравится, даже если при этом не получится быть в числе первых.
Давление может оказываться и со стороны сверстников. В подростковом возрасте молодежь бывает особенно жестокой. Если кто-то в компании подростков выделяется или не соответствует установленным ими же стандартам, то он может подвергаться некорректным шуткам и оскорблениям за свою непохожесть или за отсутствие таких же успехов, как у других.
Конечно, не стоит устраивать тотальный контроль за собственным ребёнком, но все же желательно держать руку на пульсе событий, чтобы стресс из-за конфликта с одноклассниками или, например, участниками дворовой компании не вылился в какую-либо опасную ситуацию.
Подросток в силу своего возрастного максимализма может поначалу негативно воспринять такой пристальный интерес взрослых к его жизни, но аккуратный и тактичный подход позволит постепенно установить с ним достаточный уровень доверия.
Как в подростковом возрасте поддержать уверенность в себе
Очень часто подростковые стрессы возникают на фоне неуверенности ребёнка в себе и своих способностях. К сожалению, порой взрослые действуют так, что только усугубляют эту неуверенность. Одна из наиболее распространенных ошибок — это постоянное сравнение успехов своего ребёнка с достижениями других детей.
Это могут быть, например, те же одноклассники или дети знакомых. Кто-то из них отличник, победитель спортивных соревнований, участник школьных олимпиад — и вот он уже становится постоянным примером для другого, менее успешного, подростка.
Это может вызвать протест и агрессию, в том числе и по отношению к родителям.
Но может быть и другая реакция — у подростка развиваются комплексы, чувство неуверенности в себе, резко снижается самооценка. И тот, и другой вариант — это неизбежный стресс.
Выход из такой ситуации только один — понять, что все дети разные и перестать сравнивать. В своем подростке надо ценить его личные уникальные качества, которых нет у других.