235 лет назад, в третий день апреля, во Франции родился Пьер Фидель Бретонно. За свою долгую жизнь — Бретонно прожил более 83 лет — Пьер Фидель спас много человеческих жизней. Главной его заслугой считается полное описание смертоносной болезни, названной врачом «дифтеритом». А еще доктор прославился внедрением в медицинскую практику операции, известной с давних времен, но применявшейся крайне редко и с опаской — трахеотомии, то есть горлосечения.
MedAboutMe предлагает с благодарностью вспомнить о трудах Пьера Фиделя Бретонно и поговорить о трахеотомии.
Судьба врача: от простого лекаря до мэра города и директора больницы
Пьер Бретонно родился в семье врача: его отец лечил людей в городке Шенсонно и пользовался уважением сограждан.
В том же городе проживала состоятельная дама по имени Луиза Мари Мадлен Фонтен. Она и оплатила Пьеру обучение медицине, и молодой выпускник института вернулся домой, чтобы помогать жителям родного города.
Благотворительница Луиза Фонтен была бабушкой Амандины Авроры Люсиль Дюпен, известной под псевдонимом Жорж Санд.
Полтора десятка лет Пьер работал врачом и даже успел побыть мэром города в течение 5 лет. Видимо, этот человек обладал немалыми организаторскими способностями, потому что настал момент, когда ему, обычному врачу, было предложено возглавить городскую больницу города Тур.
Но для этого требовалась научная степень, и Бретонно успешно защитил диссертацию. После чего занял пост директора больницы в Туре, и руководил ею 25 лет. Больница эта до сего дня носит имя Пьера Фиделя Бретонно.
В Туре, где провел значительную часть жизни Бретонно, родился великий Оноре де Бальзак.
Бретонно и дифтерия
Дифтерия, которую многие современные молодые врачи никогда не видели «вживую», в те времена ежегодно собирала смертельную жатву, не щадя никого. От страшной, удушающей болезни умирали дети бедняков и королей, их родители и старшие братья, не избегали печальной участи врачи и медицинские сестры.
Главной причиной смерти нередко становилось удушье: дыхательные пути полностью перекрывали дифтерийные пленки, и больной просто задыхался.
Что сделал Бретонно?
- Во-первых, он детально описал болезнь и лад ей название — дифтерит.
- Во-вторых, Пьер Фидель первым высказал предположение об инфекционной природе дифтерии.
- В-третьих, врач ввел в хирургическую практику трахеотомию, или горлосечение. Эта операция позволяла спасти жизнь больным последними стадиями дифтерии. Отверстие в горле давало возможность дышать, несмотря на забитое пленками горло. Токсины дифтерийной палочки все равно продолжали действовать, но у больного появлялось время, чтобы справиться с инфекцией.
Со временем название «дифтерит» видоизменилось, сменив окончание, и стало называться дифтерией. Изменение связано с тем, что окончание —ит принято для наименования воспалительных заболеваний определенных органов и тканей. Трахея — трахеит, бронхи — бронхит, аппендикс — аппендицит. Дифтерит в этот ряд никак не вписывается, и потому превратился в дифтерию. Что означает в переводе с греческого «содранная кожа».
Трахеотомия была известна и до Бретонно, но именно этот врач начал применять спасительное горлосечение широко: благодаря этой операции Бретонно спас от удушья сотни пациентов.
Что же это за метод?
Трахеотомия: рассечение горла для спасения жизни
Если перевести суть операции с медицинского языка на русский, то сформулировать можно так: в результате трахеотомии врач делает в дыхательном горле отверстие, через которое воздух может поступать в легкие, минуя носоглотку.
Если края рассеченной трахеи подшиваются к краям кожи, формируется трахеостома, и операция называется в этом случае трахеостомией. Трахеостома позволяет использовать «запасной вход» для воздуха в течение длительного времени, хоть до конца жизни. Отверстие после трахеотомии выполняет роль одноразового, экстренного «входа» для воздуха. Оно часто даже не требует наложения швов и со временем затягивается само собой.
Основанием для проведения трахеотомии могут стать случаи, когда дыхание обычным способом оказывается невозможным. В частности, так может произойти при:
- аллергическом отеке гортани:
- травме дыхательных путей;
- опухоли, мешающей дыханию;
- длительной искусственной вентиляции легких и т. д.
Трахеостомия помогает дышать людям с боковым амиотрофическим склерозом, тем, кому пришлось перенести операцию из-за рака горла, или тем, кто лишился возможности дышать вследствие ожога дыхательных путей.
Правда и мифы о трахеотомии: вернуть дыхание не так уж просто
В литературе и кинематографе операция трахеотомии описывается и показывается часто. Эффектная она, что и говорить: вот ребёнок задыхается и синеет. А вот герой — врач, пожарный или просто решительный спаситель, — кухонным ножом/скальпелем/кинжалом в одно движение делает разрез, вставляет в дырочку носик заварочного чайника/коктейльную трубочку/корпус шариковой ручки, и спасаемый (обязательно после длинной напряженной паузы) вдруг делает глубокий вдох, кашляет, розовеет и возвращается в мир живых.
Может создаться крайне опасное впечатление, что ничего тут сложного нет, и что трахеотомия должна входить чуть ли не в программу уроков ОБЖ, наряду с умением забинтовать порезанный палец или иммобилизовать вывихнутое запястье.
Это категорически не так! Ни в коем случае нельзя пытаться самостоятельно вскрыть горло задыхающемуся человеку, вне зависимости от того, что вызвало удушье: аллергия или посторонний предмет в горле. Знакомства с рассказом Михаила Булгакова «Стальное горло» и просмотра десятков сериалов о врачах для подобной операции недостаточно. Самонадеянный спасатель, не имеющий медицинского опыта и правильных инструментов, может не только банально и безвозвратно перерезать горло тому, кого надеется спасти. Даже в лучшем случае весьма вероятны серьезные осложнения, вызванные неправильными действиями.
- Например, повреждение кровеносных сосудов, которых на горле множество, приведет к тому, что больной просто захлебнется кровью.
- Слишком глубокий разрез может привести к повреждению пищевода.
- Неправильно проведенная трахеостомия может вызвать эмфизему мягких тканей грудной клетки, шеи, лица и т. д.
- Инфицирование раны чревато крайне серьезными осложнениями, включая аспирационную пневмонию и гнойный некроз тканей.
- Кроме того, во время проведения операции вероятно резкое падение давления и остановка дыхания.
Поэтому лучше оставить хирургические манипуляции врачам, имеющим необходимую подготовку, специальные инструменты и точное знание того, зачем и как резать пациенту горло ради спасения его жизни.
Одно из наиболее ранних описаний операции трахеостомии можно найти в Ригведе, древнем индийском трактате бронзового века. Есть указания на то, что египетские врачи тоже умели делать это. Во всяком случае, упоминание о подобной операции встречается в древних папирусах времен Имхотепа.
Описывал нечто подобное и Гиппократ, а Авиценна даже описал необходимые для операции инструменты из золота и серебра.
В Европе в 1546 году итальянский лекарь Брасавола провел вполне успешную трахеостомию, чем спас жизнь больному с тонзиллярной обструкцией.
Трахеостомию даже пытались использовать приговоренные к повешению преступники — чтобы обеспечить себе возможность дышать в петле. Этот опыт оказался неудачным, так как возможность дышать оказывалась бесполезной, когда при повешении ломалась шея.
Но, к сожалению, трахеотомия долгое время оставалась операцией, проводимой редко и с опаской. Жизнь Джорджа Вашингтона могла быть длиннее, если бы врачи решились провести ему трахеотомию. Но Вашингтон умер от удушья, вызванного бактериальным эпиглотитом. От удушья, которого можно было избежать.
Нам следует с благодарностью помнить о тех врачах, кто разрабатывал наименее травматичные для больных методы проведения операции, кто вводил их в практику, невзирая на сопротивление консервативного врачебного сообщества и невежественной массы необразованных пациентов.
И пускай Бретонно не был первым, кто провел успешную трахеотомию. Пускай этот метод, введенный им в практику, не стал основным способом лечения дифтерии. Но движение медицинской науки вперед происходит не только за счет грандиозных открытий и уникальных операций. Поступательное развитие зависит как раз от таких вот шагов, на первый взгляд небольших: описать болезнь, дать ей название, сделать правильное предположение о ее природе. И спасать жизни доступным способом, пока наука медленно движется вперед.