Каждый человек обладает уникальными характеристиками, и особенности его характера влияют на отношения с окружающими. Но, несмотря на это, в развитии любой личности и в протекании его жизни, при внимательном рассмотрении, обнаруживаются какие-то повторяющиеся события.
Откуда берутся эти повторения и аналогии? Поиском ответов на этот вопрос занимались и до сих пор занимаются многие ученые и практики, предметом изучения которых является психология личности.
Специалисты транзактного анализа говорят о важности сценарного процесса и поведения в жизни людей. Главный герой в сценарии — человек. В нем соединяются эго-состояния «Родителя», «Ребёнка» и «Взрослого». В зависимости от того, какое из них выступает на первый план во время общения, зависит его характер и исход. Как состояния личности влияют на отношения? Можно ли улучшить их, избежать конфликтов, если рассматривать через призму эго-состояний? Ответы в данной статье.
Транзактный анализ в отношениях людей
Революционный взгляд на процесс развития личности в социуме предложил американский психотерапевт Эрик Берн.
Опираясь на тот доказанный факт, что человек — объект социальный и не может обходиться без общения, Берн изучил особенности формирования личности в зависимости от отношения к себе и к окружающим людям. Он увидел три ипостаси того, как личность может проявлять себя в этих отношениях, и определил их как «Родитель», «Взрослый» и «Ребёнок», назвав эго-состояниями. Это значит, что во время общения, человек может вести себя как родитель, повторяя модель поведения родительской фигуры, усвоенной им в детстве, может быть ребёнком, выражая чувства и эмоции или взрослым, анализируя ситуацию и опираясь на объективность. Таким образом, во время общения выстраивается множество транзакций, в результате которых взаимодействие может закончиться конфликтом или разрешиться мирным путем.
Эго-состояния «Ребёнок», «Родитель», «Взрослый»
В каждом человеке живут «Ребёнок» и «Родитель». Берн считал, что «Дитя» — это одна из самых ценных составляющих личности, так как является источником творчества, радости, спонтанности и непосредственности. «Родитель» в мыслях и поступках проявляется через заботу, поучения, наставления. Также, благодаря ему, многие действия человек выполняет автоматически.
Еще одна составляющая часть личности — это «Взрослый», который выступает посредником между детским и родительским состояниями.
От того, которая из составляющих активизируется в процессе общения, зависит, как именно человек себя ведет, какие действия предпринимает. Каждое состояние ценно и нужно для личности, поэтому важно, чтобы существовало равновесие в их проявлении.
Каждому состоянию есть свое время и место. Например, когда нужно принять решение, нужно «включить» своего «Взрослого», приготовить обед поможет внутренний «Родитель». Когда человек нуждается в новых идеях, уместно призвать на помощь «Ребёнка».
Психология проявления эго-состояний
Каждое из состояний личности может проявляться как через «плюс», так и через «минус».
Различают двух «Родителей»: способствующий развитию — заботливый, и его противоположность — критикующий. Заботливый проявляется в положительных чертах, таких, как правдивость, уважение, понимание, гуманизм по отношению к детям и слабым.
Критикующий «Родитель» склонен осуждать окружающих, подавлять их в общении, противиться переменам, обесценивать труд и достижения.
Что можно понять, если понаблюдать за окружающими? Когда человек испытывает чувство стыда или вины — в его личностной структуре часто проявляется «Родитель», то есть, внутренний голос может постоянно «стыдить», «ругать», считать неудачником.
Две стороны имеет и «Ребёнок». Позитивное (свободное) «Дитя» отличается интересом к жизни и сговорчивостью, проявлением интуиции и легкостью в адаптации, приподнятым, радостным настроением и поиском удовольствий.
Адаптивное или бунтующее «Дитя» проявляет себя эгоцентрично и импульсивно. В таком состоянии человек может быть боязливым и застенчивым, или, наоборот, агрессивным и неуравновешенным.
Если человек во время общения ведет себя необъективно, это значит, что его «Бунтующий ребёнок» вышел на первый план в структуре личности и просит внимания к себе, как бы говоря: «Обратите на меня внимание, я не в порядке».
Психология состояния «Взрослого» тоже может быть двоякой — с позиции рациональности и иррациональности.
Рациональный «Взрослый» отличается гибким поведением, умением приспосабливаться к изменяющимся условиям. Он умело добывает и обрабатывает информацию, прекрасно чувствует реальность, характеризуется целеустремленностью и ориентирован на решение возникающих проблем.
Иррациональный «Взрослый» не желает воспринимать реальность такой, как она есть, искажает информацию, не готов адаптироваться сам и считает, что мир должен подстроиться под него.
Как управлять отношениями?
Когда человек проявляет себя как «Дитя» — уклоняется от ответственности, требует заботы о себе от окружающих, хочет, чтобы другие догадывались о его желаниях, капризничает, обижается — то, с точки зрения психологии личности, в нем говорит «Ребёнок». В этом случае, чтобы избежать конфликта, не стоит вести себя с собеседником агрессивно, пытаться взывать к его разуму — сначала нужно «успокоить» напуганного и расстроенного «Ребёнка» внутри него. Как это сделать? Дать возможность выразить чувства, отнестись бережно и с вниманием. После того, как негативные эмоции будут выражены, и человек успокоится, можно предложить ему решить проблему по-взрослому.
Когда на первый план выходит критикующий «Родитель», отношения становятся напряженными — человек в этом эго-состоянии способен быть жестким, несправедливым, карающим, обвиняющим и даже жестоким. Что делать, чтобы уберечь себя в этом случае от душевной боли? Отразить поведение «Гневного родителя», увидеть его вклад, старания, заботу, под которой, на самом деле, прячутся контроль и страх. Можно сказать: «Я вижу, что ты злишься, и понимаю твои чувства. Однако, своими словами ты делаешь мне больно. Предлагаю обсудить проблему, когда мы оба будем готовы разговаривать спокойно и без эмоций».
Там, где личностью управляет «Взрослый», зрелость весьма заметна. Это взвешенные и обдуманные поступки, высокая ответственность. Человек с позиции «Взрослого» не предъявляет претензии, как это склонен делать «Родитель», не привлекает к себе внимания асоциальными поступками (алкоголизм, хулиганство), как это делает «Дитя». Поэтому, если целью каждого взаимодействия будут попытки людей общаться на уровне логики, объективности, разума, договоренности, то большинства ссор можно будет избежать, сохранив, тем самым, теплые и уважительные отношения друг с другом.