«Дети должны делать это» — с подобной установкой многие мамы и папы включаются в процесс, называемый педагогикой. Что же в действительности обязан и что не обязан делать ребёнок?
Значение положительного примера родителей в воспитании детей
Воспитание детей — задача не из легких и у каждого из родителей в этом деле есть свои правила и методы. Одни родители считают, что воспитывать нужно в строгости, а другие хотят стать для ребёнка хорошим другом. Одни методики воспитания советуют предоставлять детям свободу и давать им возможность личностного развития, другие же настоятельно рекомендуют ограничивать эту самую личность, чтобы не наделала глупостей. И как во всем этом разобраться родителям? Психологи советуют пересмотреть требования, предъявляемые детям. В этом поможет выполнение некоторых рекомендаций.
Требуя что-то от ребёнка, родители и сами должны это делать. Приведем простой пример: спеша на работу, взрослые могут оставить не убранную за собой постель или грязную кружку в раковине. Но при этом ребёнка за подобные промахи они постоянно ругают. Это неправильно, потому что нельзя требовать от детей того, в чем сами не идеальны.
Для начала нужно договариваться с малышом, признавая, что взрослые тоже могут порой отступать от выполнения обязательных правил. Дети с энтузиазмом откликаются на такого рода признания. Если речь идет о порядке в квартире, рекомендуется в какой-нибудь день поменяться ролями. Пусть в этот день ребёнок следит за порядком в доме — указывает на разбросанные предметы, грязную посуду. В пределах разумного, разумеется. Взрослые, в свою очередь, должны стараться исполнять все его требования. Не стоит после такого эксперимента ожидать мгновенных перемен. Но со временем привычка контролировать ситуацию воспитает в ребёнке стремление к порядку.
Родители в один голос заявляют, что никогда не будут учить детей врать. Бесспорно, никто целенаправленно не преподает им все премудрости лжи, но на личном примере демонстрируют это довольно часто. «Скажи, что нас нет дома» или «Не пойду сегодня на службу, скажу, что заболел». Подобных примеров мимолетной лжи в нашей жизни накапливается очень много. Вранье становится обычным делом. Особенности ребёнка младшего возраста таковы, что он может воспринять такие нюансы поведения как приемлемые и очень скоро поймет всю выгоду мелкой лжи.
Конечно, бывают случаи, когда неправда становится единственно правильным решением сложившейся ситуации. Но ребёнка в это посвящать не стоит. Если же он случайно стал свидетелем, следует объяснить, почему пришлось поступить именно так, а не иначе. Обязательно при этом упомянуть, что подобное поведение является неприятным и заставляет чувствовать себя виноватым, поэтому такого больше не повторится.
Особенности ребёнка: стоит ли менять привычки поведения?
Родители зачастую пытаются самостоятельно выбирать друзей для своих отпрысков. И искренне удивляются, почему их сын не хочет дружить с Петей, ведь у него такие уважаемые родители? А дочь отказывается пригласить в гости отличницу Наташеньку? Может быть, эти «кандидаты в лучшие друзья» не такие уж и хорошие? А может, дети просто не находят общий язык? Родителям стоит поставить себя на место собственных детей и представить, что их принуждают общаться с неприятными людьми. Вряд ли им самим это понравится, так зачем же устраивать подобное испытание собственному ребёнку?
Никому не под силу изменить особенности ребёнка, заложенные природой. Если ребёнок по натуре своей застенчив, родителям вряд ли удастся сделать из него заводилу и лидера. И такого поведения требовать от него не стоит, так как это может повлиять на психологическое здоровье детей. Это же касается и гиперактивных детей. Не нужно заставлять их сидеть тихо и не мешать. Психологи рекомендуют принять особенности ребёнка, с присущими ему чертами характера и привычками поведения, а потом начинать аккуратно их корректировать, помогая развивать те качества, которых ему не хватает.
Неразумно требовать от детей немедленного повиновения. Вряд ли взрослым понравится, если их заставят бросить все свои дела и тотчас выполнять чей-либо приказ. Так же и малышу не по душе, когда его принуждают бросать интересное занятие и бежать по первому зову взрослых. Малыша нужно предупредить об этом заранее. Например: «Через полчаса мы пойдем гулять». Другая ошибка родителей — гиперопека. Она вызывает у ребёнка уверенность, что он ничего не сможет сделать самостоятельно.
Физическое и психологическое здоровье детей: не заставлять вопреки желанию
Многим родителям хотелось бы, чтобы ребёнок ел все, что они ему предлагают. Это уникальное требование невозможно обойти стороной. Как можно принуждать ребёнка есть, если ему этого не хочется? Пусть он с самого утра голоден (хотя не мешало бы заглянуть в вазочку с конфетами), но всякая пища, впихиваемая против желания, вредна для здоровья детей. Она плохо усваивается и, кроме того, сопровождающаяся нервозностью, может привести к появлению неприятностей с пищеварением. Отказывается ребёнок есть суп — не стоит заставлять, лучше предложить молоко с печеньем или что-либо еще.
Нельзя решать за ребёнка, каким делом ему лучше заниматься. Нужно давать возможность делать выбор. И, конечно, не стоит позволять ему опускать руки после первой неудачи. Но с другой стороны, если малыш принял ошибочное решение (ведь детям свойственно ошибаться), и это занятие ему явно не по душе, не стоит настаивать. Лучше попробовать что-нибудь другое. Необходимо поощрять все успехи ребёнка, а также поддерживать его в случае неудач. Родители должны помнить, что маленький ребёнок — это растущая маленькая личность, поэтому он должен учиться самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
И еще, ни в коем случае нельзя шантажировать малыша своим отношением к нему. «Я перестану тебя любить, если ты так себя будешь вести». Прежде всего, это не является правдой, а самое главное — больнее и обиднее слов для своей крохи придумать невозможно. Они могут на всю жизнь запасть ему в душу. Так стоит ли так обижать самого дорогого человека?
И самая большая ошибка родителей — ставить в пример ребёнку других детей, которые им кажутся более послушными или воспитанными. Этого делать нельзя, так как подобные сравнения могут негативно отразиться на психологическом здоровье детей, понижая их самооценку. В результате появляется замкнутость и нежелание общаться с другими детьми. Своим ребёнком нужно гордиться, несмотря на его промахи и ни при каких обстоятельствах не сравнивать его с ровесниками.