Кто такие «трудные» дети? Как правило, так называют тех ребят, чье поведение выходит за рамки установленных правил и практически не поддается воздействию со стороны педагогов и родителей.
Общение с ними может быть омрачено непредсказуемым поведением, агрессией или грубостью, они часто непослушны, недоверчивы, склонны вести себя дерзко и вызывающе.
«Трудные» дети есть повсюду — в семье, в школе, на улице. Часто родители и учителя, отчаявшись найти ключик, который подошел бы к их вызывающему поведению и смог сделать его более покладистым, разводят руками, оставив надежды на изменения в характере хулиганов или задир.
Существуют ли способы, помогающие сделать из «трудного» ребёнка «человека» — как желают того многие родители? И почему, оказавшись на приеме у психолога, эти дети выглядят и ведут себя так, словно взрослые люди для них являются врагами, и нет на свете способов, могущих заставить их начать хотя бы немного доверять другим? Ответы на вопросы, касающиеся того, как правильно воспитывать «трудных» детей и поддаются ли они вообще воспитанию, можно узнать из этой статьи.
Почему детей называют «трудными»?
Следует отметить, что такая формулировка относится к реакции взрослых людей на взаимодействие с ребёнком, характер и поведение которого заставляют испытывать напряжение. Родителям и педагогам трудно общаться с ними, просить о чем-либо, пытаться установить контакт, просто разговаривать и даже ссориться трудно, а подчас и чревато другими сложностями. Поэтому «трудные» дети — это такие дети, которых взрослым не удается контролировать и которые своим поведением доставляют эмоциональный дискомфорт, вызывают гнев, вводят в недоумение.
Дети не рождаются «трудными», плохими или странными. Часто отклонения в их поведении являются следствием неблагоприятной для детской психики среды, токсичных отношений в семье или неправильного воспитания. Это следует знать тем взрослым людям, которые задаются целью изменить ребёнка, с которым трудно, а подчас невозможно общаться. Установив причину его отклонений, можно даже решить проблему плохого поведения или непослушания, потому что, поняв, какие травмы скрываются за выставленной ребёнком броней «трудной» личности, отношение к нему взрослого в корне меняется.
Что нельзя делать родителям и педагогам?
Родители и учителя должны знать, что такие дети часто чувствуют себя одинокими, поэтому, несмотря на сложности отношений, их нельзя бросать — ни в реальности, ни в угрозах.
Не стоит сравнивать ребёнка с другими — он и так понимает, что с ним не все в порядке, а после сравнений может вовсе замкнуться в себе.
Нужно отказаться от любых унижений — физических или моральных, не пророчить детям беды, такие как «от тебя из-за твоего характера все друзья отвернутся!», «ты никому не будешь нужен!» и так далее.
Не отдаляйтесь от ребёнка, если понимаете, что он отгораживается от вас. Если он это делает, то у него есть причины, возможно, бессознательные. Взрослым людям важно научиться контролировать свои чувства и поведение, быть примером того, что идти на контакт с близким человеком нужно и важно, даже если между ними разверзлась пропасть. Тогда, возможно, ребёнок научится доверять старшим и его поведение станет более приемлемым для социальной среды, а сам он скорее придет к принятию собственной личности.
Как разговаривать с «трудным» ребёнком?
С трудными детьми тяжело разговаривать — они могут отказываться от общения, грубить, «бить» взрослого в слабые места. Ребёнок, психика которого не является стабильной, будет тяжело воспринимать то, если разговоры с ним ведутся преимущественно в повелительном или уничижительном тоне. Тем более что это не даст результатов — дети после крика, нотаций или угроз совсем не становятся послушнее или добрее. Наоборот, «трудный» ребёнок может ожесточиться еще больше или уйти в себя настолько, что из него будет сложно «вытянуть» даже слово.
Как правило, эти дети когда-то были лишены эмоциональной поддержки взрослых, поэтому если родители решили поменять методы взаимодействия с ними, то им стоит начать демонстрировать выдержку, терпение, стойкость и неуязвимость. Возможно тогда, спустя время, ребёнок поверит в то, что вы — надежная фигура и сможет быть с вами откровенным.
Как снизить агрессию детей?
Важно знать, что беспричинная агрессия, проявляющаяся на других детей или самого себя, наблюдается не потому что ребёнок злой от природы, а скорее всего по той причине, что когда-то она была не выражена вовремя и по назначению. В этом случае запрещать ребёнку драться или ругаться бесполезно, лучше всего организовать ему занятия с психологом — специалист установит причину его агрессивных проявлений и предоставит безопасное пространство для выражения чувств.
Как повысить мотивацию ребёнка?
Иногда наступает тот момент, когда родители понимают, что их ребёнок ничем не интересуется. Может прийти время, когда это станет серьезной проблемой. Все маленькие дети имеют большой интерес к миру вещей и занятий. Вспомните прошлое своего ребёнка — что он любил делать в раннем или дошкольном детстве? От чего «горели» его глаза? И что произошло потом, вследствие чего этот интерес угас? Возможно, кто-то отбил у него желание быть активным? Или он перенес другой серьезный стресс? Повысить интерес ребёнка к какому-либо занятию можно с помощью личного примера, частого совместного взаимодействия, откровенных бесед на разные темы.
Дети, которые нарушают дисциплину
Родители, которые устали выслушивать жалобы от учителей о том, что ребёнок нарушает дисциплину и вообще является «трудным», должны знать, что дети не рождаются с отклоняющимся поведением — они становятся такими в силу конкретных причин. Возможно, ребёнок слишком активен и он не умеет проявлять эту активность в правильном русле. Бывает так, что дети хулиганят, бессознательно пытаясь привлечь внимание взрослых, которого им катастрофически не хватает в семье. В таких случаях следует установить причины нежелательного поведения, понять, какие потребности ребёнка не удовлетворяются, и удовлетворить их.
Дети, которые не хотят учиться
Есть дети, которых называют трудными, потому что они не хотят учиться. Часто здесь дело не в лени или капризах, а в отсутствии учебной мотивации. Чтобы понять, как сформировать ее, можно обратиться за помощью к школьному психологу — он знает характер поведения не только ребёнка, у которого проблемы, но и весь класс, общение с которым тоже влияет на личность. Кроме того психолог может провести психолого-педагогическое исследование, которое поможет наметить индивидуальный план работы с ребёнком, помогающий ему повысить интерес к учебе.