«Цифровое слабоумие» у ребенка: кто виноват и что делать

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Ребёнок плохо справляется со школьной программой, не может сконцентрироваться на простой задаче и испытывает проблемы с памятью? Возможно ли, что дело в увлечении компьютером и интернетом? В чем причина так называемого «цифрового слабоумия», разбирается MedAboutMe.

Симптомы «цифрового слабоумия» у детей

Симптомы «цифрового слабоумия» у детей

Результаты тестирования детей разных возрастов во всем мире в последние десятилетия стали показывать странные тенденции.

С одной стороны, дети вроде бы стали умнее: возрос средний уровень IQ, новое поколение быстрее находит нужную информацию и правильно ее применяет. Современные малыши гораздо успешнее обучаются управляться со сложной техникой, чем их бабушки и родители.

Но при этом снизилась способность концентрироваться на задаче, запоминать и систематизировать информацию. У детей и подростков чаще стали встречаться различные когнитивные расстройства, депрессия, неспособность контролировать свои эмоции и поступки. Дети стали более беспомощными и инфантильными. И что самое печальное — у них атрофируется фантазия и творческие способности.

Факт

Для оценки творческих способностей применяют простой и показательный тест Тьюринга. Испытуемому предлагают набор карточек с некими обрывками графических элементов или геометрическими фигурами. Нужно сделать эти линии или фигуры частью изображения, который тестируемый должен придумать и нарисовать сам.

В 2010 году в американском штате Вирджиния, в одном из колледжей был проведен анализ 300 тысяч результатов тестирования учащихся, полученных за период с 1970 по 2010 годы. Полученные данные неумолимо свидетельствуют: дети стали менее способны к творчеству. Они генерируют меньше нестандартных идей, у них «отсыхает» чувство юмора и способность к образному мышлению, стало меньше воображения и фантазии.

В 2007 году в Южной Корее, в самой «оцифрованной» стране мира, где население разве что не рождается со смартфоном в руках, специалисты впервые озвучили диагноз «цифровое слабоумие». Именно оно проявляется описанными выше симптомами.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Смартфон заменяет мозг и память?

Смартфон заменяет мозг и память?

По статистике, взрослые и дети стали гораздо больше времени проводить в виртуальном мире. Больше нет необходимости помнить: интернет предоставит любую информацию по запросу. Нет нужды ориентироваться на местности: навигатор приведет куда надо. Нет надобности уметь считать при наличии калькулятора. Не нужно учиться писать ручкой на бумаге: гораздо удобнее набирать текст на компьютере. Он и ошибки исправит, и слова подскажет, и предоставит сколько угодно возможностей для коррекции текста.

Удобно же, разве нет? Разве не нормально стремиться к тому, что облегчает жизнь, экономит время и силы, предлагает легкие способы реализации потребностей?

Все так. С одной стороны. А с другой все выглядит далеко не столь радужно.

Дело в том, что развитие технологий не отменяет результатов эволюции человеческого вида. Изменились условия жизни, но организм человека остался прежним. И ему для развития по-прежнему необходим опыт. Собственный.

Чтобы мозг и тело развивались, нужно физически взаимодействовать с окружающим миром и социумом. Чувствовать ветер и капли дождя на коже, смотреть на закат, лазать через забор, играть с камушками и песком, с приятелями в командные игры тоже, причем игры и придумывать вместе, со сложными или простыми правилами. Нужно учиться завязывать шнурки, учить наизусть стихи и таблицу умножения, вырабатывать красивый почерк и рисовать морковку или самолеты. Нужно уметь разводить костер, ориентироваться в пространстве, играть в мяч и плавать наперегонки. Подобрать однажды несчастного щенка и уговорить родителей взять его домой. Придумывать сюрприз для сестренки или для дедушки на день рождения, ссориться и мириться с друзьями, заклеивать пластырем ссадину на коленке и помогать маме убрать со стола. Подбирать на гитаре или губной гармошке мотив любимой песенки, разбирать будильник и побеждать в школьном соревновании по бегу.

Потому что ребёнок развивается, когда исследует мир не виртуально, а физически, получая внешние стимулы. И чем больше этих стимулов, чем они разнообразнее, тем активнее происходит развитие мозга, при соблюдении еще одного условия: достаточного времени на сон. Когда человек спит, его мозг занимается обработкой накопленных за день данных, их систематизацией.

Интернет, смартфоны и компьютеры все больше заменяют детям реальное взаимодействие с внешним миром. Они не только лишают развивающийся мозг необходимых внешних стимулов, опыта, который является пищей для ума и тела, но и негативно влияют на режим дня, оставляя слишком мало времени для сна.

Личный опыт
Елена, 53 года

«До того, как у меня появился первый мобильник, я легко запоминала огромное количество телефонов. Работа предполагала необходимость взаимодействовать с большим количеством людей, и все их координаты были у меня в голове. Однажды я подсчитала: я помнила около 600 номеров телефонов с привязкой к людям и данным об их месте работы и должности. Сегодня в моей оперативно-телефонной памяти осталось в лучшем случае полтора десятка номеров: два своих, сын и муж, водитель служебной машины, начальник и номера экстренные, вроде скорой помощи и пожарных.

Обратила внимание на разницу в отношении к запоминанию у моего поколения и у нынешних молодых. Мы легко учили наизусть стихи, а они не способны запомнить даже слова простой песенки, которую уже сотню раз пели в караоке. Многие из моих одноклассников, как и я, помнили не только таблицу умножения, но и периодическую систему Менделеева, названия стран мира с их столицами и флагами. Мы запоминали сотни дат и поэтому не путались в истории. А когда я рассказываю об этом своим племянникам, они смотрят на меня как на идиотку — зачем это все помнить, если есть Гугл и Википедия? А я уверена, что неспособность хранить в памяти значительные объёмы разнообразной информации, которую можно и нужно систематизировать и анализировать, неизбежно ведет к «отсыханию» системного мышления. Без него прожить, конечно, можно, если не заниматься ничем, кроме домашнего хозяйства или перекладывания бумажек в офисе. Но управлять большим бизнесом, или, того хуже — государствами, без системного мышления невозможно».

Если человека лишить возможности ходить ногами, посадив в кресло с колесиками, его мышцы постепенно атрофируются, так как не будут тренироваться и работать. Это же происходит с мозгом: функции, которые не тренируются, со временем исчезают за ненадобностью. Память, например, или способность ориентироваться на местности.

Но смартфоны ли в этом виноваты?

Гармоничное развитие ребёнка — в руках родителей

Гармоничное развитие ребёнка — в руках родителей

Не смартфон и не компьютер определяют, сколько времени ребёнок проводит, уткнувшись в их экраны. Они не сами вползают к нему в руки — это происходит по желанию или попустительству взрослых, часто просто не представляющих, к чему может привести чрезмерное увлечение гаджетами. Уставшему после рабочего дня родителю проще сунуть малышу в ручки планшет и надолго занять его внимание, чем играть с ним лично, отвечать на его вопросы, придумывать вместе сказки и мастерить наряд для куклы.

Легче отослать ребёнка в виртуальное хранилище информации за готовым решением, чем помочь ему найти это решение самостоятельно. Для этого нужно иметь не только желание, но еще и некоторый педагогический талант... Пусть клацает по клавишам, и не нужно будет сидеть с ним и с тетрадкой, помогая учиться писать разборчивые буквы. И гораздо спокойнее в доме, когда все сидят со своими планшетами и телефонами и не пристают с разговорами и вопросами.

Выходит, что в распространении так называемого «цифрового слабоумия» виновата не техника, а люди? Которые, совершенно не желая ничего плохого, делегировали некоторые свои функции «умным» устройствам, включая такие важные, как воспитание и развитие ребёнка. А кого способен воспитать компьютер, даже самый мощный? Существо с простейшей линейной логикой, без воображения, с ограниченной памятью и неразвитыми эмоциями. Но зато — с умением быстро находить информацию во внешних хранилищах, использовать ее, после чего отправлять в корзину за ненадобностью.

Не стоит списывать на интернет и смартфоны стремление подростков идти самым легким путем использования функций «копировать-вставить» при написании реферата. В доцифровую эпоху школьники и студенты тоже списывали, теперь просто это легче сделать. В конце концов, разве это плохо — находить самые легкие, наименее затратные способы решения проблемы?

С цифровой информацией можно и нужно работать не менее глубоко и вдумчиво, чем с бумажными книгами и рукописными текстами. Но научить ребёнка этому компьютер не сможет: это задача для людей, для родителей и воспитателей. Именно они определяют, сколько времени ребёнок будет заниматься спортом или музыкой и сколько проведет с планшетом в руках. От нас, взрослых зависит, как ребёнок привыкнет проводить свое свободное время — в живом общении с семьей и друзьями, в виртуальных игровых мирах или в соцсетях. От взрослых зависит, в какое русло будет направлена активность ребёнка и его стремление познавать мир и развиваться.

Человек создал компьютер, и только человек должен определять, какое место займет эта полезная штуковина в жизни его ребёнка.

Комментарий эксперта
Манфред Шпитцер, автор книги «Антимозг. Цифровые технологии и мозг»

Цифровое слабоумие — это не просто забывчивость. Это снижение работоспособности ума, утрата способности критически оценивать факты и справляться с потоками информации. Цифровое слабоумие — это когда люди не задумываются над тем, что делают. Кассир в маркете умножает на калькуляторе 2×2, и результат 400 его не настораживает, потому что человек слепо и бездумно доверяет технике.

Комментарий эксперта
Уве Бюшинг, доктор медицины, Германия

Исследования, проведенные в нашей стране, показали: дети, возраст которых не превышает 6 лет, ежедневно проводят с родителями меньше времени, чем с их гаджетами в руках. Параллельно мы наблюдаем распространение среди детей синдрома дефицита внимания и отставание в развитии речи. Дети больше не любят играть с куклами, машинками или конструкторами, их любимой игрушкой стал смартфон.

Опасность кроется и в том, что свободный доступ в интернет открывает детям возможность беспрепятственно получать в огромных количествах любую информацию, в том числе ту, к которой они еще психологически не готовы.

Но приучают их к этому не компьютеры и не смартфоны, а сами родители. Когда я выхожу в свою приемную, в которой ждут матери с детьми, то 7 матерей из 8 сидят, уткнувшись в планшет, и только одна общается со своим ребёнком. Откуда же у детей появится другая модель поведения?

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 18.10.2017 16:57, обновлено 24.08.2021 10:55
Рейтинг статьи:
4,9

Читайте также

Компьютерная зависимость – бич современного ребенка
«Ушел в интернет, вернусь завтра». Если вам знакома эта ситуация, спешите читать мнение компетентных специалистов.
Дети: компьютерная зависимость
Дети, зависимые от гаджетов, в итоге могут приобрести психические и физические отклонения, вырасти асоциальными членами общества.
Влияние компьютера на развитие ребенка
Компьютеры прочно вошли в жизнь каждой семьи. Какое влияние оказывают они на психику детей? Какие правила нужно соблюдать детям, погружаясь в мир виртуальной реальности?