Ребёнок плохо справляется со школьной программой, не может сконцентрироваться на простой задаче и испытывает проблемы с памятью? Возможно ли, что дело в увлечении компьютером и интернетом? В чем причина так называемого «цифрового слабоумия», разбирается MedAboutMe.
Симптомы «цифрового слабоумия» у детей
Результаты тестирования детей разных возрастов во всем мире в последние десятилетия стали показывать странные тенденции.
С одной стороны, дети вроде бы стали умнее: возрос средний уровень IQ, новое поколение быстрее находит нужную информацию и правильно ее применяет. Современные малыши гораздо успешнее обучаются управляться со сложной техникой, чем их бабушки и родители.
Но при этом снизилась способность концентрироваться на задаче, запоминать и систематизировать информацию. У детей и подростков чаще стали встречаться различные когнитивные расстройства, депрессия, неспособность контролировать свои эмоции и поступки. Дети стали более беспомощными и инфантильными. И что самое печальное — у них атрофируется фантазия и творческие способности.
Для оценки творческих способностей применяют простой и показательный тест Тьюринга. Испытуемому предлагают набор карточек с некими обрывками графических элементов или геометрическими фигурами. Нужно сделать эти линии или фигуры частью изображения, который тестируемый должен придумать и нарисовать сам.
В 2010 году в американском штате Вирджиния, в одном из колледжей был проведен анализ 300 тысяч результатов тестирования учащихся, полученных за период с 1970 по 2010 годы. Полученные данные неумолимо свидетельствуют: дети стали менее способны к творчеству. Они генерируют меньше нестандартных идей, у них «отсыхает» чувство юмора и способность к образному мышлению, стало меньше воображения и фантазии.
В 2007 году в Южной Корее, в самой «оцифрованной» стране мира, где население разве что не рождается со смартфоном в руках, специалисты впервые озвучили диагноз «цифровое слабоумие». Именно оно проявляется описанными выше симптомами.
Смартфон заменяет мозг и память?
По статистике, взрослые и дети стали гораздо больше времени проводить в виртуальном мире. Больше нет необходимости помнить: интернет предоставит любую информацию по запросу. Нет нужды ориентироваться на местности: навигатор приведет куда надо. Нет надобности уметь считать при наличии калькулятора. Не нужно учиться писать ручкой на бумаге: гораздо удобнее набирать текст на компьютере. Он и ошибки исправит, и слова подскажет, и предоставит сколько угодно возможностей для коррекции текста.
Удобно же, разве нет? Разве не нормально стремиться к тому, что облегчает жизнь, экономит время и силы, предлагает легкие способы реализации потребностей?
Все так. С одной стороны. А с другой все выглядит далеко не столь радужно.
Дело в том, что развитие технологий не отменяет результатов эволюции человеческого вида. Изменились условия жизни, но организм человека остался прежним. И ему для развития по-прежнему необходим опыт. Собственный.
Чтобы мозг и тело развивались, нужно физически взаимодействовать с окружающим миром и социумом. Чувствовать ветер и капли дождя на коже, смотреть на закат, лазать через забор, играть с камушками и песком, с приятелями в командные игры тоже, причем игры и придумывать вместе, со сложными или простыми правилами. Нужно учиться завязывать шнурки, учить наизусть стихи и таблицу умножения, вырабатывать красивый почерк и рисовать морковку или самолеты. Нужно уметь разводить костер, ориентироваться в пространстве, играть в мяч и плавать наперегонки. Подобрать однажды несчастного щенка и уговорить родителей взять его домой. Придумывать сюрприз для сестренки или для дедушки на день рождения, ссориться и мириться с друзьями, заклеивать пластырем ссадину на коленке и помогать маме убрать со стола. Подбирать на гитаре или губной гармошке мотив любимой песенки, разбирать будильник и побеждать в школьном соревновании по бегу.
Потому что ребёнок развивается, когда исследует мир не виртуально, а физически, получая внешние стимулы. И чем больше этих стимулов, чем они разнообразнее, тем активнее происходит развитие мозга, при соблюдении еще одного условия: достаточного времени на сон. Когда человек спит, его мозг занимается обработкой накопленных за день данных, их систематизацией.
Интернет, смартфоны и компьютеры все больше заменяют детям реальное взаимодействие с внешним миром. Они не только лишают развивающийся мозг необходимых внешних стимулов, опыта, который является пищей для ума и тела, но и негативно влияют на режим дня, оставляя слишком мало времени для сна.
«До того, как у меня появился первый мобильник, я легко запоминала огромное количество телефонов. Работа предполагала необходимость взаимодействовать с большим количеством людей, и все их координаты были у меня в голове. Однажды я подсчитала: я помнила около 600 номеров телефонов с привязкой к людям и данным об их месте работы и должности. Сегодня в моей оперативно-телефонной памяти осталось в лучшем случае полтора десятка номеров: два своих, сын и муж, водитель служебной машины, начальник и номера экстренные, вроде скорой помощи и пожарных.
Обратила внимание на разницу в отношении к запоминанию у моего поколения и у нынешних молодых. Мы легко учили наизусть стихи, а они не способны запомнить даже слова простой песенки, которую уже сотню раз пели в караоке. Многие из моих одноклассников, как и я, помнили не только таблицу умножения, но и периодическую систему Менделеева, названия стран мира с их столицами и флагами. Мы запоминали сотни дат и поэтому не путались в истории. А когда я рассказываю об этом своим племянникам, они смотрят на меня как на идиотку — зачем это все помнить, если есть Гугл и Википедия? А я уверена, что неспособность хранить в памяти значительные объёмы разнообразной информации, которую можно и нужно систематизировать и анализировать, неизбежно ведет к «отсыханию» системного мышления. Без него прожить, конечно, можно, если не заниматься ничем, кроме домашнего хозяйства или перекладывания бумажек в офисе. Но управлять большим бизнесом, или, того хуже — государствами, без системного мышления невозможно».
Если человека лишить возможности ходить ногами, посадив в кресло с колесиками, его мышцы постепенно атрофируются, так как не будут тренироваться и работать. Это же происходит с мозгом: функции, которые не тренируются, со временем исчезают за ненадобностью. Память, например, или способность ориентироваться на местности.
Но смартфоны ли в этом виноваты?
Гармоничное развитие ребёнка — в руках родителей
Не смартфон и не компьютер определяют, сколько времени ребёнок проводит, уткнувшись в их экраны. Они не сами вползают к нему в руки — это происходит по желанию или попустительству взрослых, часто просто не представляющих, к чему может привести чрезмерное увлечение гаджетами. Уставшему после рабочего дня родителю проще сунуть малышу в ручки планшет и надолго занять его внимание, чем играть с ним лично, отвечать на его вопросы, придумывать вместе сказки и мастерить наряд для куклы.
Легче отослать ребёнка в виртуальное хранилище информации за готовым решением, чем помочь ему найти это решение самостоятельно. Для этого нужно иметь не только желание, но еще и некоторый педагогический талант... Пусть клацает по клавишам, и не нужно будет сидеть с ним и с тетрадкой, помогая учиться писать разборчивые буквы. И гораздо спокойнее в доме, когда все сидят со своими планшетами и телефонами и не пристают с разговорами и вопросами.
Выходит, что в распространении так называемого «цифрового слабоумия» виновата не техника, а люди? Которые, совершенно не желая ничего плохого, делегировали некоторые свои функции «умным» устройствам, включая такие важные, как воспитание и развитие ребёнка. А кого способен воспитать компьютер, даже самый мощный? Существо с простейшей линейной логикой, без воображения, с ограниченной памятью и неразвитыми эмоциями. Но зато — с умением быстро находить информацию во внешних хранилищах, использовать ее, после чего отправлять в корзину за ненадобностью.
Не стоит списывать на интернет и смартфоны стремление подростков идти самым легким путем использования функций «копировать-вставить» при написании реферата. В доцифровую эпоху школьники и студенты тоже списывали, теперь просто это легче сделать. В конце концов, разве это плохо — находить самые легкие, наименее затратные способы решения проблемы?
С цифровой информацией можно и нужно работать не менее глубоко и вдумчиво, чем с бумажными книгами и рукописными текстами. Но научить ребёнка этому компьютер не сможет: это задача для людей, для родителей и воспитателей. Именно они определяют, сколько времени ребёнок будет заниматься спортом или музыкой и сколько проведет с планшетом в руках. От нас, взрослых зависит, как ребёнок привыкнет проводить свое свободное время — в живом общении с семьей и друзьями, в виртуальных игровых мирах или в соцсетях. От взрослых зависит, в какое русло будет направлена активность ребёнка и его стремление познавать мир и развиваться.
Человек создал компьютер, и только человек должен определять, какое место займет эта полезная штуковина в жизни его ребёнка.
Цифровое слабоумие — это не просто забывчивость. Это снижение работоспособности ума, утрата способности критически оценивать факты и справляться с потоками информации. Цифровое слабоумие — это когда люди не задумываются над тем, что делают. Кассир в маркете умножает на калькуляторе 2×2, и результат 400 его не настораживает, потому что человек слепо и бездумно доверяет технике.
Исследования, проведенные в нашей стране, показали: дети, возраст которых не превышает 6 лет, ежедневно проводят с родителями меньше времени, чем с их гаджетами в руках. Параллельно мы наблюдаем распространение среди детей синдрома дефицита внимания и отставание в развитии речи. Дети больше не любят играть с куклами, машинками или конструкторами, их любимой игрушкой стал смартфон.
Опасность кроется и в том, что свободный доступ в интернет открывает детям возможность беспрепятственно получать в огромных количествах любую информацию, в том числе ту, к которой они еще психологически не готовы.
Но приучают их к этому не компьютеры и не смартфоны, а сами родители. Когда я выхожу в свою приемную, в которой ждут матери с детьми, то 7 матерей из 8 сидят, уткнувшись в планшет, и только одна общается со своим ребёнком. Откуда же у детей появится другая модель поведения?