Что служит первым толчком к развитию творческих способностей ребёнка? Конечно же, воображение. Его развитие предполагает поиск и способы самореализации, благодаря которым ребёнок начинает выделяться на фоне сложившихся стереотипов. Мир для таких детей становится многомерным, многовариантным, творческое развитие детей дает им новый толчок для движения в нужном направлении и выявления своих способностей. Ребёнок подспудно ищет им выход и таким образом формирует свой творческий потенциал.
Концепция, на которой основано творческое развитие детей как раз и заключается в том, чтобы помочь выявить заложенные с детства способности, для реализации которых необходимо создать наиболее благоприятные условия. Одновременно с воображением вырабатывается другое, не менее ценное качество — особый способ мышления. Ребёнок начинает принимать нестандартные решения, потому что у него появляется выбор в способах решения поставленных перед ним задач.
Творческое развитие детей
Нередко, чтобы развлечь ребёнка, мы придумываем ему увлекательные занятия и игры. Собственно детство таким и должно быть — беззаботным, радостным, с массой разнообразных впечатлений. Тем не менее, на каком-то этапе у ребёнка начинает проявляться склонность к определенному роду деятельности, развитие ребёнка уже предполагает освоение навыков, которые в последствии позволят ему перейти от простого увлечения чем-то к занятиям творчеством.
Важно этот момент уловить и выбрать подходящие для этого средства развития ребёнка. Одно дело, когда дети поначалу впитывают в себя увиденное или услышанное, будь то впечатления от походов в театр, музей или на концерт. И совсем другое, когда, вобрав определенный объём информации, и накопив эмоциональный багаж, они захотят перейти от созерцания к активным действиям. Таким образом проявляются творческие способности и творческое развитие детей невольно начинает идти в заданном направлении.
Что станет получаться у ребёнка лучше всего — решать в первую очередь родителям и первым наставникам. Разглядеть талант -- это уже полдела на пути к успеху. Дальше остановка за усердием и трудолюбием.
Дошкольное развитие ребёнка
Родители — самый ближний круг ценителей и воспитателей, в котором могут проявиться первые задатки и склонность ребёнка к творчеству. Несомненную помощь в определении талантов собственного чада родителям окажут его природные данные и накопленный к тому моменту опыт. Собственно творческое развитие детей во многом сродни развитию общему. С той лишь разницей, что творчество — процесс таинственный и непредсказуемый, ему нельзя обучить, но можно создать подходящие условия для развития у ребёнка творческих способностей. Необходимо подойти к развитию творческого потенциала тоже творчески, и провести ребёнка теми коридорами, открыть ему те двери, за которыми он обнаружит настоящие образцы для подражания.
Итак, мы выяснили, что детство — самое благоприятное время для развития у ребёнка задатков последующих творческих способностей. Причин тому несколько. Именно в детстве мозг ребёнка созревает и дозревает особенно быстро. С точки зрения психологии в период дошкольного развития ребёнка он крайне любознателен, и его легко вовлечь в самые разные виды деятельности, среди которых творческое развитие детей представляется наиболее увлекательным процессом.
На этом же этапе идет накопление опыта и знаний, которые являются благодатной почвой для развития у ребёнка творческих наклонностей. Подходящая «среда обитания» ребёнка, способствующая взращиванию его таланта, тоже находится в числе объективных факторов, благодаря которым творческое становление детей проходит намного успешнее. У ребёнка должен быть не только богатый выбор для творческой деятельности, но и разнообразие в смене рода занятий. Иными словами всестороннее развитие ребёнка поможет лучше раскрыться его творческому потенциалу, и первыми помощниками в этом непростом деле должны стать родители и наставники, которые способны направить развитие ребёнка на реализацию его способностей. И неважно в каких видах деятельности ребёнок преуспеет — в музыке, танце, лингвистике, математических или технических науках. Важно дать дорогу таланту, а талантливый человек, как известно, талантлив во всем.
Средства развития ребёнка
В дошкольный период творческое развитие детей проходит не только в кругу семьи, но и в дошкольных учреждениях: детских садах и специализированных заведениях (студиях, клубах, домах культуры). Виды творчества, с основами которых там знакомят, включают изобразительную, театральную, музыкальную и танцевальную деятельность, разновидности прикладного искусства, затрагивают развитие речи у детей. Не обходят стороной в детских дошкольных учреждениях и точные науки.
Важно правильно подобрать средства развития ребёнка. На самом раннем этапе с детьми начинают заниматься изобразительной деятельностью, она наиболее доступна и способствует развитию воображения, наблюдательности, закладывает основы художественного мышления, развивает память. Рисование, аппликация и конструирование позволяют фантазировать и осваивать увлекательный процесс создания поделок своими руками, двигаясь от простого к сложному.
Именно эти нехитрые занятия направлены на развитие творческих способностей. Немаловажное значение в дошкольном развитии ребёнка играет лепка — она затрагивает не только тактильные ощущения, но и позволяет обрести понятие о чувстве формы, податливости материала, постичь законы пространственного мышления.
Первые коллективные работы с бумагой доступны детям самых младших групп. Их внимание привлекает ассортимент бумажных салфеток, красочность расцветок, мягкость, податливость и эластичность материала. Работа с бумагой развивает эстетический вкус и умение передавать форму предмета. Дошкольное развитие ребёнка, которое идет через рисунок и лепку, является выражением отношения ребёнка к окружающему и окружающим. С его поделок можно легко «считывать» информацию о том, что радует, огорчает или пугает ребёнка.
Еще одно средство развития ребёнка -- занятия в танцевальных классах и драмкружках. Обучение танцевальным и сценическим навыкам как правило начинается с игры. Разыгрываются уже знакомые сюжеты из сказок, где дети выступают в роли персонажей. Эта форма подачи материала самая увлекательная, так как вбирает в себя синтез многих видов творчества: актерское и музыкальное, сценографическое и режиссерское искусство. К тому же от игры, в которой задействовано множество навыков, легче перейти к более сложным формам игры-драматизации и сценического танца. Вообще игры, способствующие развитию творческих способностей у детей, находятся в списке приоритетых занятий.
Наконец, занятия музыкой важны не столько для окружающих, сколько для самих детей. Здесь оказываются задействованы такие органы чувств как слуховой и голосовой аппарат, чувство ритма, сенсорные ощущения, образное мышление и способность воспроизведения. Как ни парадоксально, занятия музыкой оказывают благотворное влияние на психику и математические способности ребёнка. Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах и попытках сочинять музыку.
Остается добавить, что вековая тяга человечества к техническому прогрессу в наше время сменилась тягой к творческому созиданию, значение которого трудно переоценить. Именно с творчеством связано чувство прекрасного, которое ценилось во все времена, и приобщение к нему с детства непременно даст свои плоды в плане духовного и душевного развития.