Одна из основных родительских обязанностей касается того, что ребёнка нужно накормить. Постепенно это становится не просто обязанностью, но и самой главной родительской привычкой и задачей. Казалось бы, чего проще — накормить обедом ребёнка при современном обилии продуктов питания? Оказывается, так просто не у всех. Есть дети, которых со слов родителей невозможно накормить. Они ничего не едят или очень плохо едят. Интересно, родители преувеличивают, или проблема плохого аппетита реально существует и широко распространена? В этой статье мы поговорим о причинах плохого аппетита у школьников и постараемся найти пути решения данной проблемы.
Что такое аппетит?
Аппетит — это предвкушение, приятные ощущения, которые испытывает человек перед приемом пищи или во время этого. Желание есть — совершенно понятное и естественное желание каждого человека. Пища — это источник энергии для нормальной жизнедеятельности. Естественно, если ребёнок отказывается от еды, то его родители начинают сильно тревожиться: «А все ли хорошо со здоровьем?»
Если с таким вопросом мама приведет школьника к врачу, то внимательный доктор вместо того, чтобы назначить лекарство, задаст кучу встречных вопросов. А вопросы эти покажутся родителям очень странными и порой не имеющими отношения к проблеме. Действительно ли продолжительность прогулки, школьные нагрузки и отношения с одноклассниками имеют отношение к аппетиту, или же все эти проблемы надуманные? Ниже мы обсудим наиболее частые причины плохого аппетита у детей школьного возраста.
Аппетит пропадает при острых заболеваниях
Да, никто с этим не спорит. Поэтому так и хочется все-таки найти у своего ребёнка этакую невиданную болячку, от которой он перестал есть. И задача по ее поиску падает на плечи участкового врача или гастроэнтеролога.
Однако стоит помнить следующее: снижение или отсутствие аппетита при острых и воспалительных болезнях — это нормально. Это своеобразная реакция организма на заболевание: нужно направить свои силы на борьбу с инфекцией и «разгрузить» печень, которая в данный момент борется с токсинами. Несколько дней без полноценного питания ребёнок выдержит. Главное, чтобы он пил.
Но назвать такую болезнь, при которых бы не было других симптомов кроме плохого аппетита довольно-таки сложно. Все равно есть другие признаки: боли, повышение температуры, рвота, катаральные симптомы, нарушение мочеиспускания и многие другие. Да и такие простейшие исследования, как общий анализ крови и мочи, копрограмма, рентгенография, обязательно помогут в постановке диагноза. Следовательно, после диагностики острого заболевания и ее лечения у соответствующего специалиста аппетит наладится.
Хронические болезни тоже влияют на аппетит?
Если острой болезни не обнаруживается, но отсутствие аппетита все равно тревожит родителей, так и хочется связать эту проблему с каким-нибудь хроническим заболеванием, а их у современных детей немало. И спектр таких болезней широк: от аденоидов и хронического пиелонефрита до мифического дисбактериоза и дискинезии желчевыводящих путей. Влияют ли они на аппетит? В глобальном смысле нет. Если же ребёнок с хроническим заболеванием нормально учится в школе, плюс успевает на дополнительных занятиях, «скачет» по дому все свободное время, то маловероятно, что он не доедает от своей болезни и сильно страдает от этого.
Если же помимо нарушения аппетита, есть другие долгоиграющие проблемы и симптомы, то стоит все-таки заняться лечением у профильного специалиста. Многие хронические болезни дают о себе знать в будущем, обостряются в период полового созревания и в другие периоды. Поэтому каждый родитель должен знать максимальное количество информации об имеющихся проблемах со здоровьем своего ребёнка, своевременно посещать лечащего врача и выполнять рекомендации.
Кстати, встречаются индивидуальные особенности обмена веществ, когда человек в принципе ест немного, но при этом он испытывает хороший аппетит. Однако такие особенности не возникают внезапно. Если ребёнок с малых лет ест то, что положено, пусть и в небольших количествах, но при этом он не выглядит больным и истощенным, то это нормально.
Плохой аппетит из-за низких энергозатрат
Все логично: чем больше энергии тратит человек, тем больше пищи должно поступать в его организм. Родителям ребёнка с плохим аппетитом стоит тщательно проанализировать образ жизни своего ребёнка. Как это сделать? В течение 10-14 дней обычной школьной жизни записывать все, что делал ребёнок в течение дня, обязательно отмечая время, отведенное на каждое занятие. На что обратить внимание при подведении итогов?
Сколько времени в день ребёнок гуляет? Ходьба от дома до школы или от подъезда до машины за прогулку не считаются. Бегает ли он во дворе со своими товарищами, играет ли в подвижные игры, проводит ли время за сезонными развлечениями (санки, лыжи, коньки, велосипед, ролики)? Как он проводит свои выходные? Сколько времени в выходной день ребёнок провел на свежем воздухе?
Если выяснится, что ребёнок мало гуляет (меньше 1,5-2 часов в будний день, меньше 3 часов в выходной), то нужно проанализировать, почему так происходит? Родители слишком загрузили ребёнка учебой, занятиями с репетиторами и кружками? Или же у ребёнка нет других интересов, кроме как игры в планшет и просиживания времени в социальных сетях? Следующий шаг родителей после выявления проблемы: нормализация режима дня своего ребёнка.
Можно провести простой тест и сделать из него важные выводы относительно аппетита ребёнка: уехать в выходной за город и провести весь день на свежем воздухе за активными играми. Наверняка довольный и нагулявшийся ребёнок с аппетитом съест предложенный ему ужин и будет с нетерпением ждать следующих выходных, чтобы снова так отдохнуть.
Избирательный аппетит или нарушение пищевого поведения
А вот сейчас мы подошли к самой главной причины плохого аппетита у школьников. Вернее не истинного плохого аппетита, а нежелания есть ту пищу, которая ему предназначена с точки зрения здорового образа жизни. Ребёнок не съел творог, но с удовольствием съел сосиски? Школьник отказался от маминого супа, потому что по пути из школы выпил газировку? Первоклассник хмуро отодвинул школьный обед и грызет втихаря от учителя сухарики? Такие ситуации происходят с родителями и их детьми постоянно. Но это не нарушение аппетита и болезнь. Это дефекты воспитания.
Родителями очень легко манипулировать, особенно если найти их слабые стороны. Мама дает ребёнку сосиски не потому что, считает их полезными, а так как хочет, чтобы он хоть что-нибудь съел. Лучше сосиска или булочка, чем голодный сон — так считают многие. И получается замкнутый круг. Разорвать его можно только усилием воли родителя, который будет убеждать своего ребёнка питаться правильно, рассказывать ему о здоровье и, самое главное, подавать ему собственный пример.
Чем опасно нарушение пищевого поведения? Ведь ребёнок вырастет и на булочках, и на пельменях. Вырастет, но неправильное питание в детстве обязательно скажется в будущем, причем размах таких последствий довольно-таки широк (от запоров и хронического гастрита до сахарного диабета и мочекаменной болезни).
Как выявить подобную проблему у собственного ребёнка? Очень просто. В течение пары недель досконально записывать все, что съел ребёнок с учетом количества съеденного (все печенюшки, конфетки и булочки), а также записывать то, что предлагала ему съесть мама или школьная столовая. Если точек соприкосновения съеденного с предложенным будет очень мало, то придется принимать соответствующие меры.
Могут ли психологические проблемы нарушить аппетит?
Каждый из нас слышал, что личные переживания и различные травмирующие ситуации могут привести к снижению аппетита, хотя у кого-то все происходит с точностью до наоборот. Если взрослые считают, что у детей проблем не бывает, то они очень сильно ошибаются. Бывает так, что дети не рассказывают о проблемах. Или рассказывают, но не слышат ответ родителей. Или слышат не то, что бы им хотелось. Даже если родитель считает детскую проблемой пустяковой или говорит ребёнку: «Сам виноват!» — любой ребёнок в первую очередь нуждается в поддержке и сочувствии, и только затем в нравоучениях и «разборе полетов».
Как понять, связано или снижение аппетита с психотравмирующей ситуацией? Нужно наблюдать за настроением ребёнка, за его отношениями с друзьями и одноклассниками, разговаривать с учителями, искренне интересоваться его школьной жизнью. Если в поведении ребёнка ничего не поменялось, и он всегда пребывает в хорошем настроении, то стоит искать другую причину сниженного аппетита.
Плохой аппетит у ребёнка школьного возраста в наше время отмечают не так уж редко. В основном эта проблема возникает у детей младшего школьного возраста. В подростковом периоде организму требуется больше энергии для роста, и родители чаще отмечают, что холодильник не успевает наполняться. А вот в начальных классах дети чаще склонны проявлять избирательность в еде или вовсе отказываться от приемов пищи.
Если не принимать во внимание пониженное количество физических нагрузок у детей, которым вдруг приходится вместо активных прогулок и игр проводить время за партой в школе и за учебниками дома, и исключить вероятность потребления сладостей из школьного буфета, то здоровый ребёнок чаще всего отказывается от еды из-за повышенных нагрузок на психику.
Повышенное эмоциональное давление на ребёнка может наблюдаться со стороны педагогов: наша система образования ориентирована на показатели успеваемости ребёнка и его степень послушания и усидчивости, не естественные для детей возраста 7-11 лет. Давить на школьника могут и, чаще всего, делают родители: после детсадовского детства, где похвалы заслуживал сам факт выполнения задания, ребёнка начинают оценивать по отметкам: цифры в дневнике начинают определять, хороший ты или плохой человек. Чаще всего это происходит неосознанно, однако дети отлично чувствуют, когда внимание с особенностей их личности смещается на полученные отметки. Фактором давления служат и отношения в детском коллективе.
Все эти аспекты, вместе и по отдельности, могут вызывать подавленное настроение ребёнка, повышенную утомляемость, апатию и, разумеется, снижение аппетита.
- Резкое снижение аппетита в совокупности с другими симптомами обычно является признаками острого заболевания или обострения хронической болезни.
- Хронических болезней, проявляющихся только сниженным аппетитом, не существует.
- Здоровый ребёнок, который много двигается и ежедневно гуляет обязательно захочет есть, он без еды просто не сможет выжить.
- Избирательный аппетит — это не заболевание, но очень серьезная проблема, обусловленная ошибками в воспитании. Однако исправить ситуацию можно!
- Сниженный аппетит на фоне других психоэмоциональных нарушений служит серьезным поводом для откровенного разговора с ребёнком с обязательной последующей помощью в разрешении его проблем.