Родители, ожидающие появления малыша, настраиваются на ребёнка-мальчика или девочку. Или «все равно, кто, лишь бы здоровый родился!». Но для некоторых молодых мам и пап узнать пол ребёнка даже после появления на свет оказывается не так просто. Частое ли это явление — двуполые дети, что предстоит их родителям и как специалисты предлагают решать возникающие вопросы и проблемы, рассказывает MedAboutMe.
«Родила царица в ночь…» Юридические аспекты проблемы двуполых детей
В сказке Пушкина сообщают правду: и в древние времена, и в средневековье двуполые дети, имеющие признаки мужских и женских половых органов, считались злом. Хотя статуи и картины, запечатлевшие гермафродитов, достаточно распространены, на самом деле отношение к этому явлению было весьма негативным.
Если ребёнок рождался истинным гермафродитом, с половыми признаками обоих полов, его скрывали от окружающих. Скрытые явления также не приветствовались — когда тело, определенное как женское или мужское, в период пубертата начинало проявлять иную направленность развития. Хотя известно, что, например, Жанна д’Арк, имея женскую внешность, обладала мужским генотипом. Такое отклонение в развитии называется синдромом Морриса, он же объясняет «привычку» Жанны брить голову: при подобной патологии отсутствует волосяной покров.
Синдром Клайнфельтера, встречающийся в наше время с частотой 1:500, несет ответственность за изменение фигуры Наполеона Бонапарта во взрослом возрасте: у него формировались женские округлости, росли молочные железы, изменялась кожа и волосы.
Но это отклонения, сопутствующие взрослым, а что у малышей?
По данным статистики, один ребёнок из 2000 рождается с теми или иными патологиями полового развития, позволяющих утверждать о невозможности точного определения пола. При этом внешние половые органы могут выглядеть в пределах нормы или с небольшим недоразвитием, может присутствовать сочетание внешних половых органов от одного пола и внутренних — другого. Истинный гермафродитизм, сочетание обоего типа половой системы, встречается крайне редко и сопровождается недоразвитием половой системы в целом.
Диагностический анализ принадлежности к тому или иному полу состоит из шести составляющих:
- гонадный: наличие в организме половых желез или гонад: яичек или яичников;
- хромосомный или генетический пол: сочетание хромосом;
- биологический, иногда называемый истинным полом, определяется по типу вырабатываемых гормонов;
- соматический пол или фенотип: как выглядит, одевается и ведет себя человек;
- психический или психологический пол определяется половыми гормонами организма. У детей гормоны еще не вырабатываются, и их поведение зависит от установки родителей;
- юридический пол: что записано в документах.
Необходимость регистрации ребёнка как принадлежащего к определенному полу вызывает немало юридических и административных сложностей. Более того, необходимость срочно «определиться», кто это — мальчик или девочка — оказывает давление на родителей и заставляет их совершать неверные шаги.
Для таких ситуаций разные страны вносят изменения в законодательство. Так, в Австралии можно вписать в графу пол Х, и это будет означать «третий пол», двуполость или невозможность принадлежать к определенному полу. В Германии три года назад специально для детей с подобными патологиями развития был принят закон о возможности оставлять графу «пол» незаполненной до 18 лет. К возрасту совершеннолетия и родители, и специалисты, и сам ребёнок должны определиться.
История лечения патологии
Наиболее известен пример Джона Хопкинса, врача, утверждавшего о возможности взращивания ребёнка любого пола в зависимости от воспитательных установок родителей. Его теория базировалась на отсутствии влечения у детей раннего возраста, в связи с чем оперативное вмешательство для определения пола рекомендовалось проводить как можно раньше.
Чаще всего в клинике детей с отклонениями определяли, как девочек, так как этот тип реконструктивной пластики был проще в исполнении. Несмотря на радикальность предлагаемых действий и успешность операций, далеко не все специалисты признавали авторитет доктора Д. Хопкинса.
Ситуация с признанием изменилась после 1967 года, когда под руководством врача был прооперирован 8-ми месячный мальчик, в процессе обрезания лишившийся части пениса. Операция завершила процесс, у мальчика были созданы половые органы девочки, родители были проинструктированы о методах воспитания.
Достаточно долгое время эта история Джона/Джоан (вымышленные имена ребёнка) была на слуху и не подвергалась сомнениям специалистов, в связи с чем широко распространилось мнение об отсутствии связи биологического пола и предпочтением стиля воспитания.
Однако в 1997 году репродуктивный биолог Милтон Даймон разыскал «Джоан». Оказалось, что Джоан с 14 лет выбрала себе имя Дэвид, в детском возрасте ее привлекали исключительно мальчиковые игры, а к моменту встречи с Даймоном она состояла в браке с женщиной и прошла через операцию реконструкции пола.
Хотя Дэвид не имел отклонений при рождении, этот случай вошел в медицинские справочники и стал поводом для внимательного изучения проблем половой принадлежности и тщательной диагностики детей с отклонениями в половом развитии до начала оперативных процедур. Порой диагностика может занимать несколько лет, до тех пор, пока специалисты не будут уверены в правильности выбора или ребёнок не вырастет до момента точного самоопределения. До сих пор проблемы диагностики вызывают множество неверных решений. Так, согласно исследованию Университета Здоровья штата Оклахома, в 2005 году из 94 двуполых при рождении детей более половины девочек выявили мужскую самоидентификацию, несмотря на хирургические изменения и стиль воспитания.
Что делать родителям нестандартного младенца?
- Правило первое: не спешить с определением пола.
Решение, скорее всего, подскажет ребёнок в процессе роста, и гендерный вопрос должен быть рассмотрен с точки зрения множества факторов: диагностики кариотипа, внешнего вида гениталий, необходимости пластической или реконструктивной хирургии, гормонозаместительной терапии, возможностей деторождения, а также мнения родителей и, в некоторых случаях, учета культурных и религиозных ценностей семьи.
- Правило второе: если это возможно, не спешить с операцией.
Большинство экспертов соглашаются с мнением, что раннее хирургическое изменение гениталий ребёнка может нанести непоправимый вред.
- Правило третье: поиск специалистов.
Двуполым детям, помимо педиатра, необходимо постоянное наблюдение у детского эндокринолога, уролога, а также специалиста по детской психиатрии. Эта команда специалистов должна сопровождать ребёнка в течение взросления вне зависимости от наличия или отсутствия хирургического вмешательства.
- Правило четвертое: поиск поддержки со стороны родителей с такими же проблемами.
Несмотря на медицинскую помощь, родители испытывают значительный стресс и нуждаются в психологе, а также в обмене опытом и просто общении с теми, кто способен их понять.
- Правило пятое: честность в общении с ребёнком.
Маленькие дети начинают замечать отличия уже в возрасте трех лет и задавать вопросы, почему их гениталии не похожи на мамины или папины. Специалист-психолог, опыт других людей или родительская интуиция могут подсказать правильные ответы на вопросы и помочь ребёнку в становлении гендерной идентификации. Сокрытие информации, уклонение от ответов или ложь вызывают психические отклонения, особенно опасные в подростковом периоде.
- Правило пятое: не настаивать на половой принадлежности.
Если операция уже в прошлом, а ребёнок начинает проявлять признаки другого пола, стремиться быть мальчиком или носить платья и играть в куклы — не надо переламывать его природу. При отсутствии чувства приятия в семье дети могут наносить себе самоповреждения, впадать в депрессии, пытаться совершить самоубийство.
Изменение гендерной принадлежности в процессе роста не означает, что кто-то совершил ошибку, просто все получилось несколько иначе. Ребёнок остался ребёнком, все тем же любимым членом семьи, и его половая идентификация не должна разрушить его личный мир или мир его родителей.