Сразу два интересных факта выявили ученые в США и в России. Оба они связаны с кошками, вернее, с инфекциями, которые распространяют наши пушистые любимцы, и шизофренией. Однако связь эта довольно противоречива: одни микроорганизмы, переносимые кошками, похоже, вызывают шизофрению. А другие, бактерии-возбудители лихорадки кошачьих царапин, становится причиной состояния, которое исключительно похоже на шизофрению (а также массу иных заболеваний). Но в отличие от истинной шизофрении отлично излечивается. В обоих случаях виновники инфекций — домашние питомцы, хотя ученые не спешат призывать от них избавляться: все же пока причины болезней находятся только на этапе изучения. А вот забывать о профилактике не стоит ни в коем случае!
Болезнь кошачьих царапин и шизофрения у мальчика
14-летний американский подросток внезапно заболел шизофренией. Острая манифестация и яркая симптоматика указывали именно на эту болезнь. У ребёнка начались галлюцинации и бред, навязчивые идеи насилия, мания преследования и стремление к суициду. Он стал считать себя «проклятым сыном дьявола», просил запирать в комнате, так как боялся причинить вред близким. Вспышки ярости, многочисленные фобии, панические атаки — жизнь семьи превратилась в ад. Среди бредовых идей была и уверенность, что домашнее животное, кот, одержимо манией убийств.
До начала заболевания мальчик был совершенно здоров, не имел психических и неврологических отклонений, и в наследственности не было предпосылок к развитию шизофрении. Общительный, успешный в учебе, любитель географии и истории, он осваивал фехтование и участвовал в постановках школьного театра. После появления симптомов о школе пришлось забыть, а мать перестала ходить на работу — оставить ребёнка одного дома оказалось невозможно.
Терапия не помогала. Через несколько месяцев к психиатрической симптоматике добавились одышка, учащенное мочеиспускание, слабость, частая головная боль, боли в области груди. За два года ребёнок прошел обследование у множества врачей, от иммунологов до психиатров. Ставились и опровергались различные диагнозы: шизофрения, аутоиммунный энцефалит, большое депрессивное расстройство… Никакая терапия не помогала, и болезнь прогрессировала.
Все длилось до момента, когда один из врачей заметил странные следы на коже, растяжки в области подмышек и бедер, которые в некоторых случаях указывают на инфицирование бактерией Bartonella henselae. Этот специалист направил ребёнка к дерматологу и инфекционисту. Дерматолог подтвердил, что такие растяжки не могут быть вызваны изменением массы тела или гормональными причинами. А анализ на инфекции подтвердил, что у ребёнка в организме бушует бактерия-возбудитель болезни кошачьих царапин.
Bartonella henselae попадает в организм при царапинах или укусах кошек. Она обычно вызывает долго незаживающие раны, однако также способна становиться причиной лихорадки, интоксикации организма, воспаления лимфоузлов. Это заболевание также носит название фелиноз (буквально — кошачья болезнь) и доброкачественный лимфоретикулез.
Теперь стало понятно, что лихорадка и воспалительные процессы могут быть не единственными признаками заражения Bartonella henselae. Болезнь способна мимикрировать под различные заболевания, от мигрени и судорожного синдрома до ревматоидного артрита и психических расстройств.
Семья с больным ребёнком жила за городом, и в доме было множество животных: привычные кошки и собаки, а также гекконы и африканское членистоногое — гигантская многоножка. Незадолго до начала «шизофрении» одна из кошек, играя, оцарапала мальчика и заразила бактерией.
В норме лечение лихорадки кошачьих царапин протекает легко и не оставляет осложнений. Но в данном случае потребовался не один антибиотик, а комбинация препаратов. Тем не менее, уже через месяц после начала терапии подросток, уже 16-летний, смог пойти в школу, затем вернулся в ряды успешных учеников, а еще через полгода смог опять заниматься фехтованием. Более того, он устроился работать в ресторан официантом, что говорит о полном восстановлении здоровья. Его родители также сообщают, что сын стал совершенно таким же, каким был до начала болезни.
Бактерии и мозг
Сегодня проводится немало исследований о влиянии бактерий на психические и когнитивные процессы. Если раньше бактерии рассматривались в основном как причина воспаления, например, оболочек мозга при менингите, то сегодня ученые уделяют больше внимания не таким явным связям. И выявляют новые корреляции бактериального заражения и развития патологий, как в новых исследованиях, указывающих на кариес и пародонтоз как провокаторы ишемической болезни сердца и болезни Альцгеймера.
Случай с подростком и «шизофренией» из-за кошачьих царапин представляет интерес сразу в нескольких аспектах. Помимо версии о том, что инфицирование может провоцировать прогресс уже имеющихся психоневрологических заболеваний, возникает также и вопрос о том, как часто инфекции могут напрямую становиться причиной психического расстройства. И этот случай доказывает, что такая связь весьма вероятна и, возможно, встречается чаще, чем мы можем себе представить.
Токсоплазма и шизофрения: есть ли связь?
В последние десятилетия стало известно, что токсоплазма, микроскопический паразит, способен влиять на поведение зараженного «хозяина». Исследователи доказали, что грызуны с токсоплазмозом становятся более бесстрашными и не избегают мест, где есть запах хищника, как здоровые особи. Некоторые ученые предполагают, что это изменение поведения «на руку» самой токсоплазме: так она стимулирует носителя быть съеденным, чтобы самой размножаться в новом организме.
Многие считают, что самый опасный источник токсоплазмоза — это кошки, но на самом деле вероятность заражения от домашних питомцев невелика. Хотя именно кошки и являются основными хозяевами для токсоплазмы, но люди намного чаще инфицируются при поедании недостаточно обработанного мяса, чем при контакте с фекалиями животных.
Стоит также помнить, что в большинстве случаев иммунная система успешно справляется с паразитом и не допускает его размножения в организме. Если контакт с токсоплазмой был, это можно выявить по анализу крови на возбудителя. При наличии антител к токсоплазмозу IgG у человека есть иммунитет, и заражение не страшно.
Хотя теория о влиянии паразита на мозг ради своей выгоды и увлекательна, специалисты считают, что скорее всего такие изменения в поведении вызваны воспалительными процессами, иммунной реакцией и изменениями в балансе нейромедиаторов.
Что же касается людей, то инфекция может изменять и их поведение. Считается, что при латентной форме заболевания мужчины склонны к нарушению правил, тревожны и подозрительны, а женщины становятся более доброжелательными, контактными. В некоторых научных работах указывают также на снижение концентрации внимания и способности к запоминанию. Например, люди с токсоплазмозом чаще попадают в дорожно-транспортные происшествия, такую связь выявил в исследовании профессор Владимир Сергиев, академик РАН.
Под руководством Евгения Морозова, профессора Института медицинской паразитологии, проводится второе исследование из цикла влияния токсоплазмы на поведение человека. В данном случае анализируется распространенность латентного токсоплазмоза среди пациентов с шизофренией.
Согласно полученным результатам, среди пациентов психиатрической клиники Toxoplasma gondii выявляется в 40% случаев, а у контрольной группы здоровых людей — только в 25%. Причем разница больше среди женщин.
Подобные исследования проводились и во времена СССР, и результаты были похожи: количество латентного токсоплазмоза у больных шизофренией и биполярным расстройством намного превышало уровень инфицирования у психически здоровых людей. Стоит заметить, что с тех пор общее количество зараженных токсоплазмозом резко выросло.
Хотя связь очевидна, но пока неясно, чем она обусловлена. Возможно, паразит имеет влияние на течение заболевания и его начало при наличии генетических предпосылок. Возможно, шизофрения повышает вероятность заражения паразитозом. Пока ученые выясняют причины, мы напоминаем о необходимости профилактики бактериальных и паразитарных инфекций: надо всего лишь правильно готовить пищу, чаще мыть руки и обрабатывать антисептиком следы царапин.