До недавнего времени в воспитании детей преобладал авторитарный стиль — ребёнок беспрекословно подчинялся требованиям матери и отца, и наказание за малейший проступок было жестким. Физическое насилие по отношению к нему считалось нормой, а о его чувствах никто не задумывался. Ни о каком доверии к детям и их мнению речи не шло. Сегодня ситуация постепенно меняется в сторону партнерства и доверительных отношений между ребёнком и родителями. Иногда границы стираются настолько, что мать и дочь или отец и сын считают себя друзьями в прямом смысле.
Новый подход к воспитанию детей
Дети в современном обществе имеют гораздо больше прав, чем в предыдущие десятилетия или столетия. Больше внимания уделяется их душевному состоянию, качеству взаимоотношений с семьей, одноклассниками, педагогами. Дети и подростки — желанные потребители товаров и услуг от развивающих игрушек и брендовой одежды до зарубежных программ по подготовке к поступлению в университет.
Современные родители предъявляют гораздо больше требований к качеству обучения в детском саду и школе и готовы платить больше денег за товары и услуги. Они более оперативно реагируют на случаи буллинга со стороны сверстников или агрессивное поведение учителя. Меняется и характер отношений в семье. Под влиянием популярных теорий воспитания взрослые постепенно отказываются от авторитарного стиля. На его место приходит взаимное доверие и даже дружба.
Мечта многих детей — понимающие и всепрощающие мамы и папы, которые с удовольствием проводят с ними время и с которыми можно поделиться самым сокровенным. Но и родители тоже посвящают ребёнка в свои дела. С одной стороны это показатель доверия, с другой — установление слишком неформальных отношений с ребёнком, которые приводят к размыванию границ личности.
В чем опасность детско-родительской дружбы?
На первый взгляд может показаться, что дружба с собственным ребёнком — это лучшая форма детско-родительских отношений. Дочери гордятся тем, что они «подружки» собственным мамам, и могут обсудить с ними все — одежду, работу и любые стороны отношений с мужчинами. А сыновья счастливы проводить много времени с отцами и даже в компании их друзей.
Подобная ситуация не так безобидна, как кажется. В первую очередь, нарушаются границы и иерархия в отношениях между ребёнком и его отцом или матерью. Посвящая его в самые сокровенные стороны собственной жизни, родитель делает его «взрослым» раньше времени и приобщает к некоторым неприятным привычкам, например, сокрытию неблаговидных поступков от другого родителя. Кроме того, в общении ребёнка и родителя нарушается дистанция, приводящая к схеме поведения, приемлемого по отношению к сверстнику, но не к отцу или матери.
Случаи дружбы ребёнка и родителя могли возникнуть в качестве ответной реакции на авторитарный стиль воспитания, характерный для предыдущих поколений. Матерям и отцам некогда было заниматься душевной организацией ребёнка, главными показателями благополучия считалось обеспечение его питанием и одеждой. Образованию и психическому развитию внимания уделялось мало. Чаще всего дружить с ребёнком пытаются матери и отцы, которые были достаточно молоды, когда он появился на свет.
Кроме доверия и понимания дружеские отношения родителя и ребёнка имеют еще и такой подводный камень, как допустимость панибратства и даже грубости по отношению к матери или отцу. Подобное поведение выглядит неестественно, поскольку ребёнок видит в родителе своего ровесника. Но на самом деле такой родитель и сам является достаточно инфантильным «большим ребёнком».
Могут ли родители действительно дружить с детьми?
Сегодня все больше людей признают неприемлемость авторитарной модели воспитания, в которой ребёнок не имел собственного мнения и был обязан во всем слушаться старших. Но чересчур дружеские отношения родителя и ребёнка тоже являются крайностью. Разумеется, ребёнку необходимо, чтобы его любили, понимали, давали ценные жизненные советы.
Но для того, чтобы ребёнок учитывал мнение взрослых, они должны быть авторитетом для него. Если родитель позволяет себе инфантильное поведение по отношению к нему, то ребёнок не будет уважать его. Люди ценят дружеское общение и уважают своих друзей, но когда родитель считает себя равным ребёнку, он становится с ним «на одну доску» и перестает быть авторитетом.
Общение на равных между ребёнком и родителем возможно только когда первый уже вырастает и заводит собственную семью. Ребёнок или подросток может общаться на равных только с ровесниками, а мать и отец должны быть значимыми и авторитетными взрослыми, в отношении которых должна соблюдаться дистанция и субординация. Родитель не должен посвящать младшего школьника или подростка в сокровенные подробности своей личной жизни или непростые взаимоотношения с начальником.
Мать или отец, посещающий взрослые развлекательные мероприятия вместе с маленьким ребёнком и посвящающий его во все стороны своей жизни без исключения, на самом деле оказывает ему «медвежью услугу», лишая собственного авторитета. Ему необходимо быть внимательным к потребностям ребёнка и его жизни в школе или детском саду. Он также должен отстаивать его интересы, защищать и проявлять заботу.
Любовь и принятие не имеют ничего общего с нарушением субординации и размыванием личностных границ. Когда ребёнок вырастает, его отношения с родительской семьей могут перейти на новый уровень. Взрослого человека уже невозможно заставить жить на одной территории с матерью или отцом, ложиться спать в 9 часов вечера или контролировать выполнение домашнего задания. Если родитель до сих пор стремится контролировать каждый его шаг, то речь идет уже о манипуляциях, а не о воспитании.
Желание быть лучшим другом несовершеннолетнему ребёнку и иметь панибратские отношения с ним также является серьезной ошибкой в воспитании. Уважение и любовь должны присутствовать в детско-родительских отношениях, но необходимо соблюдать и определенную дистанцию, чтобы к мнению взрослых дети прислушивались, и в то же время, получали свой опыт и соблюдали границы личности.