Воспитание детей — непростая и ответственная задача, вызывающая у родителей множество вопросов. За ответами они нередко обращаются к знакомым и родственникам, стараясь обучиться нюансам воспитания детей у более опытных родителей. Но нередко окружающие дают неверные, а порой, даже опасные советы, которых стоит избегать. Перечислим некоторые из них.
Развитие личности ребёнка
«Родители всегда правы»
Безусловно, жизненный опыт родителей намного больше, чем у их детей. Но это не значит, что взрослые никогда не ошибаются. Воспитание детей не должно строиться на постоянном подавлении мнения ребёнка. Дети, как и взрослые, любят, чтобы их слушали и считались с их точкой зрения. Не стоит разговаривать с ребёнком слишком категорично. Лучше во время дружеской беседы подвести его к разумному решению.
Многие дети, особенно подростки, любят спорить и склонны принципиально не соглашаться со словами родителей. Желательно воспринимать этот факт спокойно, и чтобы не доводить ситуацию до скандала, можно отвечать не сразу: «Я подумаю над твоими словами». Либо призвать к компромиссу: «Предлагаю взглянуть на проблему и с другой стороны». Чрезмерная жесткость и категоричность — быстрый способ потерять доверие и взаимопонимание.
«Мальчики — это мальчики»
Когда мальчики хулиганят, кусаются, дерутся и делают больно другим детям, некоторые взрослые успокаивают себя тем, что такое поведение свойственно всем малышам мужского пола. Но это не так. Дети — и девочки, и мальчики — с раннего возраста должны знакомиться с нормами поведения в обществе и учиться соблюдать личные границы других.
«Со временем капризы ребёнка исчезнут сами собой»
Некоторые «советчики» уверяют родителей в том, что дети рано или поздно просто перерастут свое плохое поведение и научатся правильно себя вести, глядя на остальных ребят. Но пускать все на самотек не стоит. Если совсем не обращать внимания на капризы ребёнка, они могут со временем только усилиться и участиться. При обучении малыша нормам поведения важно демонстрировать их на собственном примере и быть не только наставником, но и другом, сохраняя с ребёнком доверительные отношения.
«Хвалить детей вредно»
Воспитание детей сложно представить без похвалы. И если кто-то уверяет родителей, что она может только навредить, то не стоит к таким советам прислушиваться. Большинство психологов приветствуют метод похвалы и поощрения. Ребёнок от этого приобретает больше уверенности в себе и проникается доверием к родителям за то, что они замечают и признают его усилия. Но важно, чтобы похвала была искренней и объективной. Дети с высоким чувством самоуважения гораздо лучше адаптируются во взрослой жизни и умеют самостоятельно принимать решение.
«В игре даже проигравший должен получить приз»
Наверняка многие родители хоть раз задавались вопросом: как успокоить ребёнка, который проиграл в соревнованиях или игре? Ведь проще всего тоже вручить ему приз, как у победителя, и похвалить за старания. Но будет ли это объективно и правильно? Ведь ребёнок в дальнейшем перестанет стараться и стремиться к выигрышу — ему же и так дадут приз. Малыш, не умеющий проигрывать, во взрослой жизни может столкнуться с многочисленными трудностями. Дети должны положительно воспринимать сам факт участия в соревнованиях, но при этом стремиться к высшему результату. А поражение — это лишь повод поработать над ошибками и продолжить путь к победе.
«Не утешать ребёнка — сам справиться»
Бывают разные ситуации и причины для расстройства малыша. Но важно, чтобы при этом он всегда чувствовал надежное родительское плечо. Особенно это касается совсем маленьких деток, которым нельзя позволять долго и громко плакать: от этого у них может разболеться голова и ухудшится психологическое здоровье. Иногда более взрослые дети и подростки, расстроившись, хотят остаться одни. Но родителям всегда нужно быть готовыми поддержать их, если ребёнок это попросит.
Некоторые родители спешат к своему малышу при любом даже самом незначительном случае. Однако постоянный контроль и чрезмерное оказание помощи могут сыграть злую ошибку, отучив ребёнка от самостоятельности. Если ребёнок несильно упал и в состоянии самостоятельно подняться, то не стоит сразу бежать к нему, чтобы решить проблему за него. Нужно дать ему возможность сначала самому справиться.
Воспитание детей
«Приучить детей к слову «нельзя»
Родителям полезно установить основные правила поведения для ребёнка в доме и общественных местах. Но категоричное «нельзя» — не лучший способ приучить малышу к порядку. Гораздо эффективнее давать разумные и доходчивые объяснения каждому запрету. К тому же чрезмерная строгость может оказать негативное влияние на отношения детей и родителей.
«Никогда не наказывать своего ребёнка»
В попытке установить благоприятные отношения с ребёнком у некоторых взрослых может возникнуть соблазн никогда не наказывать своих детей. Но при этом ребёнок перестает учиться на своих ошибках и может полностью потерять контроль над поведением. Наказание — одно из составляющих воспитания, как и поощрение. Но к первому нужно отнестись особенно ответственно и объективно, всегда соблюдая меру.
«Если ребёнок кусается — укусите его в ответ»
Такой инфантильный совет можно услышать не раз. Но разумным его назвать сложно. Если отвечать ребёнку агрессией на агрессию — это может превратиться в замкнутый круг. Дети, которые дерутся или кусаются, делают это чаще потому, что им не хватает навыков общения или внимания взрослых. Проявляя агрессию в ответ ребёнку, родители не смогут решить истинную проблему, а лишь усугубят ее. Лучше отвлечь малыша от чувства гнева и злости, настроив на позитивный лад.
«Не стоит все объяснять, дети должны самостоятельно это выяснить»
Дети чувствуют себя более уверенными в окружающем их мире, когда они знают, чего ожидать и что ожидают от них. Установленные взрослыми правила помогают им поддерживать дисциплину и понимать разницу между правильным и неправильным, подходящим и неуместным, разрешенным и недопустимым, уважительным и неуважительным. Если позволить детям с раннего возраста во всем разбираться самостоятельно, это их может завести в тупик и не лучшим образом отразиться на дальнейшем развитии.
Обучение ребёнка
«Дети должны выполнять домашнее задание самостоятельно»
С этим сложно поспорить, но, по наблюдениям психологов, у детей с хорошей успеваемостью родители принимают активное участие в их обучении. Это не значит, что взрослые выполняют домашнее задание вместо ребёнка. Родители контролируют процесс обучения, стимулируют к правильному и своевременному выполнению домашней работы и при необходимости стараются вместе с ребёнком разобраться в сложных моментах. Такая поддержка родителей особенно на первых этапах обучения в школе очень важна для детей.
«Не стоит заставлять ребёнка посещать секцию или кружок»
Выбирая дополнительное образование для ребёнка, многие родители прежде всего ориентируются на мнение самого малыша. Но часто даже любимое изначально занятие может надоесть ребёнку из-за обычной лени. Известные балерины и спортсмены признавались в том, что в детстве неоднократно хотели бросить свою секцию или кружок, но родители им не позволили и приучили стараться, трудиться и добиваться поставленных целей. Именно такой подход впоследствии помогал детям укреплять силу воли и идти к победе. Когда ребёнок начинает капризничать и не хочет ходить в некогда понравившуюся ему секцию, стоит разобраться в истинной причине. Если всему виной лень, то нужно найти способы стимулировать ребёнка продолжать занятия, не позволяя поддаваться слабости.
«Игры для смартфонов делают детей умнее»
В современном мире сложно оградить ребёнка от гаджетов. Но все должно быть в меру. Даже если ребёнок играет на планшете или телефоне в полезные образовательные игры, длительный просмотр экрана и нахождение в одном положении вредны для здоровья малыша. Лучше приучить ребёнка бороться со скукой с помощью книг и рисования, а к электронным приборам подпускать строго на определенное время.
«Чем больше ребёнок занят, тем лучше»
Развитие ребёнка — очень ответственный процесс, к которому важно подходить без фанатизма. Нельзя оставлять малыша без детства, отнимая у него время на игры, забавы и шалости. Важно хорошенько продумать режим дня, чтобы в нем было достаточное время для отдыха ребёнка. Когда дети постоянно заняты, у них не остается возможности не только поиграть, но и пообщаться с родителями, что очень важно в раннем возрасте.
«Родители не должны участвовать в процессе школьного обучения»
Некоторые родители полностью перекладывают задачу по обучению ребёнка на учителя или воспитателя, отказываясь дополнительно заниматься с малышом. Однако для получения успешных результатов нужна трехсторонняя работа по схеме: родитель — ученик — педагог. Только в этом случае можно говорить о полноценном и эффективном подходе к обучению.