«Как же быстро летит время! И когда ты успел так вырасти?» — подобные слова часто говорят родители своим детям. Еще совсем недавно плачущий сверток принесли из роддома, а сегодня гордый малыш сам шагает в любимый детский сад. Дошкольный возраст продолжается четыре года, но пролетает так же незаметно, как и первые годы жизни. И все это время именно родители являются для ребёнка его главными воспитателями. В этой статье мы поговорим о том, в какие развивающие игры можно поиграть со своими детьми, используя время, отведенное на дорогу в детский сад или в другие места.
Развитие ребёнка не стоит на месте
Развитие ребёнка не останавливается ни на минуту с того самого момента, когда он громко заявил в родильном зале о своем появлении на свет. Несомненно, развитие ребёнка в первые три года жизни идет очень интенсивно, как в физическом, так и в психоэмоциональном плане.
Следующим важным этапом развития ребёнка является дошкольный возраст, который продолжается с трех до семи лет. За это время ребёнок успевает не только значительно вырасти, но и многому научиться: совершенствуется речь, происходит становление мышления, внимания и памяти, формируются первичные навыки письма, чтения и счета.
Большинство детей дошкольного возраста посещают детские сады, развивающие занятия, различные кружки, секции и студии, где их навыки постоянно совершенствуются. Плюс, дети учатся общаться со сверстниками, со взрослыми, изучают правила поведения в общественных местах и в коллективе. Таким образом, постоянное течение познавательных процессов и овладение всевозможными видами деятельности являются хорошей предпосылкой для становления личности ребёнка и его индивидуальности.
Дети и родители в пути: время с пользой
Несмотря на то, что дети дошкольного возраста значимую часть времени проводят в детском коллективе, где с ними занимаются профессиональные педагоги, все-таки наибольшее значение в развитии и воспитании ребёнка принадлежит его родителям. Каждый ребёнок в первую очередь берет пример именно с мамы и папы, потому что именно их поведение, образ жизни, увлечения, особенности речи первоначально бывают для ребёнка самыми правильными и достойными подражания.
Кто из работающих родителей дошкольника может похвастаться обилием свободного времени, которое можно посвятить для развития детей? Очевидно, что немногие. Будничные дни пролетают в беготне и спешке, а вечера посвящаются ведению домашнего хозяйства и отдыху. Лишь в совместные выходные дни всем членам семьи удается вдоволь пообщаться и уделить время друг другу. Когда же найти время для развития ребёнка в столь важном возрасте?
Важно использовать каждую минутку, когда малыш оказывается рядом с мамой или папой, например, по пути в детский сад или в магазин. Неважно, пешком ли пойдут мама и малыш, или же папа отвезет его на машине, — время можно провести интересно, весело и с пользой. Эти игры будут полезны не только дошкольникам, но и детям более старшего возраста.
Игры с детьми дошкольного возраста
Игры на развитие речи и звукового восприятия
- Игра в слова «Города».
Со всем известной игрой в «Города» можно познакомить ребёнка в возрасте 4-5 лет, когда он умеет хорошо воспринимать и повторять услышанные звуки, интересуется буквами, просит прочитать ему написанный текст (не только в книжке, но и названия магазинов, рекламные вывески). Смысл игры в том, что один игрок называет любой город, а другой называет город, название которого начинается на последнюю букву предыдущего. Например: Волгоград — Донецк — Калининград и т. д.
Конечно, с географические познания детей дошкольного возраста невелики, поэтому по такому принципу можно называть, что угодно. Желательно, чтобы тему игры выбрал ребёнок. Например, еда: суп — пельмени — ириска — апельсин и т. д.; животные и птицы: кот — тюлень — носорог — грач и др., фрукты и овощи: помидор — репа — ананас и т. д. С самыми маленькими можно называть любые слова, не привязывая их к какой-то определенной теме, пока малыш не усвоит правила и не научится хорошо ориентироваться в звуках.
С помощью этой игры ребёнок будет тренировать память, учиться обобщать и, наоборот, делить на части, познавать грамотность (так как слышится порой не та буква, которая пишется), изучать новые слова и термины. Родителям важно каждый раз называть пару новых слов, с которыми еще не знаком ребёнок, расширяя его словарный запас, но обязательно объяснять значение этих терминов. Еще лучше подкрепить свои слова соответствующей картинкой. Если утром ребёнок впервые узнал, что существует птица фламинго, то по возвращении домой стоит показать ее изображение малышу или в детской энциклопедии, или в интернете.
- Игра в слова на одну и ту же букву.
Суть игры очень проста: называть по очереди слова на выбранную букву. Поначалу кажется, что в такую игру можно играть бесконечно, ну или по крайней мере, целый день. На практике оказывается, что даже на самые распространенные буквы, слова быстро кончаются и в голову уже ничего не лезет. Такая игра здорово помогает скоротать время во время длинной дороги или в автомобильной пробке.
Чем младше ребёнок, тем более распространенную букву стоит выбрать: «Н», «К», «П» и др. Ближе к школе можно выбирать и такие буквы, на которые не удается придумать много слов: «Ч», «Ю», «Ц» и др. Если ребёнок быстро сдался, то можно помогать ему подсказками. Например, если малыш затрудняется подобрать слова на букву «С», его можно спросить: «Что я тебе кладу утром на бутерброд?» или «Что человек видит ночью с закрытыми глазами?»
- Сделать «из мухи слона».
Эта игра больше подойдет для детей, которые уже немного читают и хорошо ориентируются в звуках и буквах. Смысл ее заключается в следующем: заменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово. Удобнее брать слова из четырех букв. Например: нора — кора — корт —торт — торс — морс — море и т. д. Первоначально можно играть так дома, имея под руками листок бумаги и ручки, чтобы было наглядно. Постепенно стоит усложнить задачу и воспринимать игру на слух.
- Игра «Очень одинокий олень».
Правила этой игры просты: составлять словосочетания и предложения, где все слова начинаются на одну и ту же букву (за исключением предлогов). Получается такая «билиберда», от которой ребёнок будет хохотать всю дорогу. Например: «Однажды один одинокий олень откопал в огороде очки и очень обрадовался».
Чтобы было проще, можно сначала придумать несколько слов на одну букву, а потом попытаться связать их в предложение. Веселым будет и такой вариант: придумать вместе небольшую сказку, где в каждом предложении есть «своя» буква.
- «Расскажи, какая радуга!»
Данная игра подойдет и для самых маленьких дошкольников, которые еще не интересуются буквами и звуками. Она расширяет кругозор и словарный запас ребёнка, а также образное мышление. Как в нее играть? Нужно выбрать любой объект, который попал в поле зрения ребёнка и родителя, и как можно подробнее описать его, называя его характеристики по очереди. Например, радуга — какая она? Полукруглая, цветная, красивая, яркая, сияющая, волшебная и др.
Можно усложнить задачу и пойти от обратного. Мама описывает характеристики того предмета или животного, которое она увидела, а ребёнок угадывает, о чем речь. Например (речь о старом дереве): «Я вижу кое-что высокое, кривое, раскидистое, зеленое, скрипучее…» Затем ребёнок задает свою загадку.
- Игра «Грустно-весело».
Эта игра в противоположности очень полезна для развития речи и памяти. Родители загадывают слово, а ребёнок находит к нему антоним (противоположность). Например: грустный — веселый, холодный — горячий, яркий — тусклый, больной — здоровый и др.
Игры на развитие счета
- Сколько всего встретилось на пути?
Дорога в детский сад изрядно надоела и кажется слишком длинной? Можно посмотреть на эту дорогу с другой стороны и еще внимательней ее изучить? Сколько луж придется перепрыгнуть? Сколько грузовиков проехало навстречу? Сколько светофоров на пути? Сколько собак провели мимо на поводке? Сколько ступенек на крыльце? Здорово, если ребёнок будет сам придумывать, что он будет пересчитывать на следующий день. Зато, если кто-то спросит, далеко ли у него садик, можно будет гордо ответить, что дорога в детский сад — это 8 луж, 4 светофора, 2 забора и целых 7 встречных грузовиков!
- Легкие задачки
Несложные математические задачки попадаются на каждом шагу, стоит только оглянуться вокруг и можно увидеть пресловутых воробьев на проводах, которые то подлетают, то улетают, ожидающих автобус пассажиров на остановке и пешеходов, переходящих дорогу. Ведь заниматься математикой гораздо интереснее, если свои знания применять на практике, а не сидеть за скучными книжками.
Игры на развитие внимания
Очень часто воспитатели и учителя жалуются на то, что у современных детей очень рассеянное внимание и короткая память. Они сравнивают детей с компьютером, который включается и выключается, загорается и гаснет. Как же можно развивать внимание у ребёнка даже по пути куда-нибудь?
Можно задавать друг другу интересные вопросы об увиденном на улице. Например: «Сейчас навстречу прошла мама с малышом, кто это был: мальчик или девочка?» «Какого цвета самокат у мальчика, который стоял у магазина?» «Кто сидел на скамейке, мимо которой мы прошли?»
Вышеперечисленные игры являются неким ориентиром того, на что можно обратить внимание, развивая у малыша речь, а также его память и мышление. Можно придумать еще массу веселых игр и развлечений, с помощью которых не только время летит незаметно, и дорога превращается в удовольствие, но идет развитие ребёнка, а также его подготовка к будущим занятиям в школе.