11.03.2017 3233

Время с пользой: игры с детьми-дошкольниками в дороге

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

«Как же быстро летит время! И когда ты успел так вырасти?» — подобные слова часто говорят родители своим детям. Еще совсем недавно плачущий сверток принесли из роддома, а сегодня гордый малыш сам шагает в любимый детский сад. Дошкольный возраст продолжается четыре года, но пролетает так же незаметно, как и первые годы жизни. И все это время именно родители являются для ребенка его главными воспитателями. В этой статье мы поговорим о том, в какие развивающие игры можно поиграть со своими детьми, используя время, отведенное на дорогу в детский сад или в другие места.

Развитие ребенка не стоит на месте

Развитие ребенка не стоит на месте

Развитие ребенка не останавливается ни на минуту с того самого момента, когда он громко заявил в родильном зале о своем появлении на свет. Несомненно, развитие ребенка в первые три года жизни идет очень интенсивно, как в физическом, так и в психоэмоциональном плане.

Следующим важным этапом развития ребенка является дошкольный возраст, который продолжается с трех до семи лет. За это время ребенок успевает не только значительно вырасти, но и многому научиться: совершенствуется речь, происходит становление мышления, внимания и памяти, формируются первичные навыки письма, чтения и счета.

Большинство детей дошкольного возраста посещают детские сады, развивающие занятия, различные кружки, секции и студии, где их навыки постоянно совершенствуются. Плюс, дети учатся общаться со сверстниками, со взрослыми, изучают правила поведения в общественных местах и в коллективе. Таким образом, постоянное течение познавательных процессов и овладение всевозможными видами деятельности являются хорошей предпосылкой для становления личности ребенка и его индивидуальности.

Дети и родители в пути: время с пользой

Несмотря на то, что дети дошкольного возраста значимую часть времени проводят в детском коллективе, где с ними занимаются профессиональные педагоги, все-таки наибольшее значение в развитии и воспитании ребенка принадлежит его родителям. Каждый ребенок в первую очередь берет пример именно с мамы и папы, потому что именно их поведение, образ жизни, увлечения, особенности речи первоначально бывают для ребенка самыми правильными и достойными подражания.

Кто из работающих родителей дошкольника может похвастаться обилием свободного времени, которое можно посвятить для развития детей? Очевидно, что немногие. Будничные дни пролетают в беготне и спешке, а вечера посвящаются ведению домашнего хозяйства и отдыху. Лишь в совместные выходные дни всем членам семьи удается вдоволь пообщаться и уделить время друг другу. Когда же найти время для развития ребенка в столь важном возрасте?

Важно использовать каждую минутку, когда малыш оказывается рядом с мамой или папой, например, по пути в детский сад или в магазин. Неважно, пешком ли пойдут мама и малыш, или же папа отвезет его на машине, — время можно провести интересно, весело и с пользой. Эти игры будут полезны не только дошкольникам, но и детям более старшего возраста.

Игры с детьми дошкольного возраста

Игры на развитие речи и звукового восприятия

Игры на развитие речи и звукового восприятия

  • Игра в слова «Города».

Со всем известной игрой в «Города» можно познакомить ребенка в возрасте 4-5 лет, когда он умеет хорошо воспринимать и повторять услышанные звуки, интересуется буквами, просит прочитать ему написанный текст (не только в книжке, но и названия магазинов, рекламные вывески). Смысл игры в том, что один игрок называет любой город, а другой называет город, название которого начинается на последнюю букву предыдущего. Например: Волгоград — Донецк — Калининград и т. д.

Конечно, с географические познания детей дошкольного возраста невелики, поэтому по такому принципу можно называть, что угодно. Желательно, чтобы тему игры выбрал ребенок. Например, еда: суп — пельмени — ириска — апельсин и т. д.; животные и птицы: кот — тюлень — носорог — грач и др., фрукты и овощи: помидор — репа — ананас и т. д. С самыми маленькими можно называть любые слова, не привязывая их к какой-то определенной теме, пока малыш не усвоит правила и не научится хорошо ориентироваться в звуках.

С помощью этой игры ребенок будет тренировать память, учиться обобщать и, наоборот, делить на части, познавать грамотность (так как слышится порой не та буква, которая пишется), изучать новые слова и термины. Родителям важно каждый раз называть пару новых слов, с которыми еще не знаком ребенок, расширяя его словарный запас, но обязательно объяснять значение этих терминов. Еще лучше подкрепить свои слова соответствующей картинкой. Если утром ребенок впервые узнал, что существует птица фламинго, то по возвращении домой стоит показать ее изображение малышу или в детской энциклопедии, или в интернете.

  • Игра в слова на одну и ту же букву.

Суть игры очень проста: называть по очереди слова на выбранную букву. Поначалу кажется, что в такую игру можно играть бесконечно, ну или по крайней мере, целый день. На практике оказывается, что даже на самые распространенные буквы, слова быстро кончаются и в голову уже ничего не лезет. Такая игра здорово помогает скоротать время во время длинной дороги или в автомобильной пробке.

Чем младше ребенок, тем более распространенную букву стоит выбрать: «Н», «К», «П» и др. Ближе к школе можно выбирать и такие буквы, на которые не удается придумать много слов: «Ч», «Ю», «Ц» и др. Если ребенок быстро сдался, то можно помогать ему подсказками. Например, если малыш затрудняется подобрать слова на букву «С», его можно спросить: «Что я тебе кладу утром на бутерброд?» или «Что человек видит ночью с закрытыми глазами?»

  • Сделать «из мухи слона».

Эта игра больше подойдет для детей, которые уже немного читают и хорошо ориентируются в звуках и буквах. Смысл ее заключается в следующем: заменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово. Удобнее брать слова из четырех букв. Например: нора — кора — корт —торт — т