В последние годы общество все больше внимание уделяет детской психологии, особенностям развития и формирования личности человека с раннего возраста. Многие родители стремятся воспитать в дочерях и сыновьях самостоятельность, уверенность в себе и целеустремленность. Для этого мамы и папы общаются с малышами на равных, стараются выяснять причины их недовольства и непослушания. Стремятся договориться, а не слепо подавлять, используя авторитет и силу взрослого человека. В таких условиях ребёнок имеет возможность выражать собственное мнение и вести конструктивный диалог с родителями.
В каком возрасте у ребёнка появляется свой взгляд на вещи?
Первые желания, несогласие с действиями взрослых ребёнок выражает еще при рождении. Новорожденного забирают у мамы, для того чтобы взвесить, проверить физическое состояние и здоровье. Он кричит, плачет, сигнализируя о своем недовольстве. По мере роста младенца родители не раз столкнуться с такими эмоциями, когда будут его купать, переодевать, водить на приемы к доктору.
Несмотря на все протесты, эти действия необходимы для благополучия малыша. Поэтому родителям стоит проявлять терпение и любовь, успокаивая ребёнка. Постепенно он адаптируется, и привычные ритуалы не будут доставлять такого раздражения.
Есть родители, которые хотят выстроить со своими детьми равноправные, доверительные отношения. Они с рождения не просто ухаживают за грудничком, а еще и поясняют ему каждое свое действие, рассказывают о происходящем вокруг. Описывают предметы и чувства, запахи и звуки. Поначалу ребёнок просто успокаивается от голоса мамы или папы. По мере роста он учится отличать веселые и нейтральные интонации, понимать слова, и, наконец, говорить самостоятельно.
Примерно трехлетний возраст — это то время в жизни малыша, когда он начинает проявлять самостоятельность, выражать осознанные протесты. Если он хорошо разговаривает, то зачастую может объяснить свои слезы или гнев. То, как родители реагируют на поведение ребёнка, влияет и на его развитие и на дальнейшие отношения с другими людьми.
Отношения с родителями и их влияние на детскую самооценку
Дошкольный возраст — это обычно период наибольшего влияния родителей на ребёнка. Мама и папа обладают большим авторитетом, познаниями и умениями в разных сферах жизни. Поэтому важно, какое отношение к окружающей действительности, морали, справедливости, добру и злу демонстрируют малышу. То, как родители относятся к его мнению, также значимо для его благополучия.
Иногда с маленькими детьми обращаются покровительственно и снисходительно, при всей любви к ним не особо прислушиваются. Для того чтобы их поведение соответствовало представлением взрослых, используются такие рычаги воздействия, как крики, угрозы и наказания. На многих детей это влияет отрицательно, они могут утратить веру в справедливость, перестать доверять родителям и другим взрослым.
Есть и те родители, которые стараются слушать, что говорит ребёнок, могут встать на его место и понять. Для него становится привычным делом говорить о своих чувствах и проблемах. Появляется больше шансов для выстраивания уважительных и дружеских отношений с окружающими людьми и за пределами родительского дома.
Как развить в ребёнке умение размышлять и делиться своими мыслями?
Умение выражать свое мнение, открыто высказывать несогласие с мнением большинства дано не всем детям от природы. Для решительных и эмоциональных мальчиков и девочек это естественное поведение, для более робких — это может быть настоящая проблема. Поэтому родителям стоит обращать внимание на самооценку ребёнка с раннего возраста.
Можно подкреплять в нем уверенность в себе, прося совета в каких-то бытовых вопросах: при выборе обоев на кухне, подарка для бабушки или одежды в ресторан. Важно не только спрашивать мнение, но и быть готовым прислушаться к нему. Иначе ребёнок почувствует неискренность.
По мере взросления можно обсуждать с детьми и более личные проблемы во взаимоотношениях с родственниками или коллегами. Выбирать для этого можно не слишком сложные ситуации, а что-то понятное и решаемое.
После просмотра фильма или чтения книги можно не торопиться высказать собственное мнение или заранее известную со школьной скамьи задумку автора. Можно для начала спросить, что думает по поводу услышанного, увиденного или прочитанного ребёнок. В общеобразовательных школах иногда упускают этот момент, требуя общепринятого понимания произведений.
Во время же размышлений над прочитанным, ребёнок примеряет новые роли. Ставя себя на место героя, узнает о своих скрытых качествах, как бы переживает новый опыт. Это развивает умение формулировать собственное мнение и выражать его. Делать это трудно даже некоторым взрослым, тогда как у школьников хорошая память, воображение, ассоциативное мышление.
Разностороннее развитие ребёнка: чья это зона ответственности?
За развитие ребёнка, в первую очередь, отвечают родители. В муниципальных детских садах основная задача — это обеспечение безопасности и поддержание режима дня ребёнка в отсутствие родителей. В общеобразовательных школах дают базовые знания, которые необходимы для дальнейшего профессионального становления человека и его общего развития.
Однако разностороннее развитие предполагает не только знание родного языка, математики, истории и умения играть на музыкальных инструментах. Это еще и способность адаптироваться в обществе, оценивать свои способности, давать оценку чужому поведению, уважать себя и окружающих людей.
Есть и современные детские сады, гимназии и лицеи, которые придерживаются популярных техник и программ, подготовленных известными психологами. Каждому ребёнку уделяют особое внимание. Обучение происходит сначала в игровой форме, потом с учетом индивидуальных способностей.
Режим дня выстраивается не только по принципу физической необходимости приема пищи, сна и отдыха. Чтобы не перегружать детей однообразными уроками, некоторые занятия проводят не за партами, а сидя в кружке на полу. Или заменяют их прогулкой в парке. Иногда в течение дня делают перерывы для танцев или зарядки, чтобы отвлечься от решения задач или изучения алфавита и сбросить физическое напряжение.
В некоторых школах детей не вызывают к доске, разрешая отвечать с места и не вставая. В других — контрольные работы проводятся не для подведения результата и дачи оценки, а для выявления пробелов в знаниях. Отрицательные оценки ни на что не влияют, главное в итоге освоить курс.
Но если у родителей нет возможности отдать ребёнка в подобное заведение, то они могут самостоятельно помочь ему расширять кругозор, развивать умственный и эмоциональный интеллект.