Похожи ли дети на своих родителей? Ответ может быть как положительным, так и отрицательным. За внешнее сходство отвечают генетические проявления, а за сходство характера и темперамента биологические и психологические особенности. Это значит, что ребёнок, который появился на свет, растет и развивается в семье, может быть похож, как на маму, папу или более далеких родственников, так и отличаться от них.
За это отличие в ответе индивидуальные природные особенности детей. Бывает так, что ребёнок, по характеру является маленькой копией матери или отца. Взрослые, если дети переняли их самые лучшие качества, испытывают чувство гордости. Также родители могут переживать легкое чувство сожаления, когда подрастающий ребёнок проявляет черты агрессивности, которые есть у одного из них, медлительности или другие, которые считаются в семье нежелательными.
В этой статье будет идти речь о застенчивости, как об особенности личности. С одной стороны, оно является вполне безобидным и не требует воспитательных мер и коррекции, но если рассматривать это качество подробно, то станет понятно, что застенчивость может не позволять ребёнку проявлять свои таланты, устанавливать дружеские отношения, удовлетворять потребности.
Застенчивым людям бывает сложно заявить о себе на работе, отказаться от дополнительной нагрузки, знакомиться с противоположным полом, отстаивать свое мнение.
Как помочь ребёнку, когда он застенчивый, и, в то же время, не мешать ему быть собой, рассказано в этой статье.
Психология застенчивого ребёнка
Какие они — застенчивые дети? В детстве такой малыш часто радует родителей спокойным и милым нравом и не доставляет особых хлопот в воспитании. Они легко соглашаются на предложения взрослых убирать игрушки, не просят их у других детей, умеют довольствоваться малым. Не вступают в конфликты, а если оказывается втянутым туда, в детском саду, например, то легко уступают другим право владеть игрушкой или инициативой.
Психология застенчивых детей такова, что все их скромные и тихие проявления не говорят о том, что они являются равнодушными и не чувствуют. Застенчивые дети, также как их сверстники, могут переживать внутри себя гамму чувств от обиды и до гнева, однако выразить их им мешает привычка не выделяться, не заявлять о себе и принимать все, что с ними происходит, как данность. Внимательные родители знают, как больно бывает детям, когда они вынуждены уступать более сильным по духу и уверенным сверстникам. Чтобы научить ребёнка реагировать по-другому, бывает, необходима помощь психолога. Однако и воспитание в семье тоже может способствовать тому, чтобы застенчивый ребёнок раскрылся, почувствовал право голоса, умел знакомиться и общаться с окружающими людьми.
Привычка быть застенчивым иногда скрывает травму
Детская психология говорит о том, что если проявления застенчивости не причиняют вреда ребёнку, то необходимости в коррекции поведения нет. В обратном случае, прежде чем использовать игры и упражнения для развития уверенности, следует задуматься о причинах застенчивого характера. Застенчивость может передаваться по наследству, или быть следствием низкой самооценки, боязни устанавливать контакты, быть непринятым, осужденным. Такие поведенческие изменения маскируются под застенчивость и требуют помощи психолога. Они могут говорить о том, что ребёнок в прошлом пережил эмоциональную травму и поэтому закрылся в себе.
Застенчивость природного характера часто проходит сама собой, и дети становятся более раскрепощенными, смелыми, общительными, тогда, когда приходит время, но только в том случае, если родители не вмешиваются в процесс взросления и не пытаются силой заставить их быть другими.
Психология застенчивых детей требует особого воспитательного подхода к ним.
Ребёнок и общение
Если ваш ребёнок застенчив, не стоит убеждать и тем более заставлять его знакомиться с дальними родственниками, разговаривать с ними, или проявлять внимание на телесном уровне — обнимать, целовать. Можно спросить у ребёнка, хочет ли он подойти к троюродной тете и познакомиться с ней поближе — обнять, поговорить — и, если он ответит отрицательно, не настаивайте. Ни в коем случае не позволяйте себе и другим людям говорить вашему ребёнку, что он какой-то не такой — необщительный, странный, «бука» или сравнивать его с другими детьми, более уверенными в себе.
Принимайте ребёнка таким, какой он есть. Когда он общается или играет с другими детьми — дома, в гостях или на детской площадке — родители, зная о его особенностях, должны помогать ему, поддерживать и при необходимости защищать. Не заставляете детей отдавать свои игрушки другим, для того, чтобы наладить общение. Вместо этого, стоит познакомиться с миром застенчивого ребёнка поближе — чем он интересуется, что вызывает у него радость, а что грусть, в какие игры он любит играть и почему.
Не принуждайте ребёнка играть с другими детьми, когда они зовут его, а он не хочет. Возможно, сейчас ему действительно комфортно сидеть в песочнице одному, вместо того, чтобы догонять других или бросать мяч. Уважайте потребности своего ребёнка — когда у него появится желание взаимодействовать с коллективом, он будет делать попытки наладить общение сам, тогда родителям стоит только направить и поддержать его.
Застенчивые дети в группе сверстников
Застенчивый ребёнок может часто оставаться обделенным в группе детского сада или школы — игрушкой, главной ролью, похвалой. В этом случае, первое, что могут сделать родители — это поговорить с педагогом и рассказать об особенностях его характера. Воспитатели и учителя имеют возможность наблюдать за жизнью детского коллектива изнутри, помогать детям строить общение, находить друзей. Если они станут внимательно относиться к ребёнку, уважая его характер, то шансы, что он сумеет быть принятым в классе и научится общаться, очень большие.
Застенчивых детей нужно как можно чаще хвалить, особенно когда они делают первые шаги в освоении собственной самостоятельности и инициативы. Похвалите ребёнка, за то, что он поздоровался с бабушками возле подъезда, а одной даже улыбнулся, поделитесь, как вы гордились им, когда воспитательница сказала, что он нарисовал самый красивый рисунок в группе. Ненавязчиво предлагайте детям участвовать в жизни детского сада — выступить со стихотворением на утреннике, сыграть небольшую роль в спектакле, и когда однажды он согласится, хвалите и поддерживайте его за смелость и талант.