Дети любят играть. Детство почти всегда ассоциируется со всевозможными активными играми. Но далеко не все задумываются, какое значении они имеют в жизни малышей. Что же такое детская игра — просто развлечение либо эффективное средство, помогающее проводить лечение детей и восстановление их здоровья?
Положительное воздействие активных игр на здоровье детей
Активные игры имеют большое значение для физического и психологического развития детей. Оказывая воздействие на мозговую деятельность, они благотворно влияют также на все органы, в том числе и те, которые имеют нарушения вследствие заболеваний. Помимо того, в процессе занятий для детей происходит развитие таких важных качеств ребёнка, как память, внимательность, сообразительность, фантазия, скорость реакции, способность общаться в коллективе и управлять собой в различных ситуациях. И, что очень важно для детей — активные игры приносят им большое удовольствие.
Предлагая ребёнку какую-либо игру, нужно проследить, чтобы она соответствовала физическим и психологическим способностям малыша. В начале занятия и в конце его игра не должна вызывать сильного физического напряжения, а вот в середине процесса нагрузка может быть побольше. Постепенно, по мере улучшения здоровья малыша, нагрузку среднего периода игры можно увеличить.
Для достижения устойчивых положительных результатов активные занятия желательно проводить 3—5 раз в день по 20—25 мин.
В процессе игры нужно контролировать состояние малыша. Если он раскраснелся или наоборот, слишком бледный, у него участилось дыхание или малыш жалуется на усталость и не хочет больше играть, значит, он переутомился и ему нужно отдохнуть.
Хорошо, если у всех игр будет тихое музыкальное сопровождение. Приятная мелодия обеспечит ребёнку нужное настроение. Если малыш слишком возбуждается, то мелодия подбирается спокойная, и наоборот, если вялый и флегматичный — то бодрая и веселая.
В течение игры желательно вести с ребёнком диалог ласково, доверительно, стараясь внушить ему уверенность в себе и непременно поощрять его достижения.
В занятиях могут быть задействованы как один, так и несколько детей, участие нескольких человек делает их эмоциональнее. Участником игры обязательно должен быть и взрослый, который ее ведет.
Занятия для детей при заболеваниях носа и горла
В восстановительных целях, после болезни носа или горла дети должны заниматься развитием носового дыхания, тренировкой дыхательной мускулатуры и совершенствованием кровообращения. В связи с этим проводят специализированные занятия для детей:
- Малыши сидят, раскинув руки в разные стороны. Глубоко вдохнув, медленно выдыхают, будто надувают воздушный шарик. Выполняя эти действия, говорят: «Уфф...» и неторопливо сводят ладошки. Потом хлопают в ладоши — «шарик лопнул» и выпустил воздух. Дети складывают губы в трубочку и, положив руки на колени, говорят: «Шшш...» Повторяют 4—5 раз.
- Дети сидят за столом, перед ними стакан с водой, в который вставлена трубочка. Ведущий, у которого имеется такой же стакан, объясняет, каким образом нужно правильно подуть в него через трубочку. Он делает глубокий вдох через нос и медленно выдыхает в трубку, создавая булькающий звук. Детям предлагается повторить упражнение 4—5 раз.
- Игроки садятся ровно, смыкают губы, плотно прижимая одно крыло носа указательным пальцем. Потом делают глубокий вдох другой половиной носа и на медленном выдохе издают звук: «Ммм...», легонько постукивая указательным пальцем по другому крылу носа. После зажимают другое крыло носа и повторяют упражнение. Зажимая по очереди то одну, то другую половину носа, повторить упражнение 4—5 раз.
Игры как вспомогательное средство лечения детей при заболеваниях легких
При заболеваниях легких и бронхов задачей активных игр, как вспомогательного средства лечения детей, является сохранение эластичности ткани легких, совершенствование проходимости бронхов, предупреждение проблем с осанкой, увеличение скорости адаптации к новым нагрузкам, общее укрепление и оздоровление детского организма. При таких болезнях рекомендуются следующие игровые занятия для детей:
- По команде ведущего игру «День!» игроки, повернув голову сначала вправо, затем влево, напевают: «День, день». По команде «Ночь!» дети смотрят прямо перед собой и, поднимая руки кверху, произносят: «Ночь, ночь». После этого медленно выдыхают, проговаривая: «У-у-фф». Сделать 5—6 повторений. Взрослые ведущие проверяют правильность осанки у детей.
- Разместить на полу предметы высотой 15—20 см. Руки детей опущены, лопатки вместе. Высоко поднимая ноги, дети передвигаются вперед, перешагивают препятствия и проговаривают: «Пе-ту-шок». На последнем слоге «шок» малыши перешагивают предмет. Делается несколько повторений.
- Дети ложатся на спину, вытянув руки «по швам». По сигналу ведущего они быстро перекатываются со спины на живот. Начинается игра на толстом коврике, а затем проводится без него и дети переворачиваются уже без посторонней помощи. Сделать 4—6 повторений, позволяя детям отдохнуть в перерыве между ними.
Лечение детей, страдающих бронхиальной астмой, включает в себя активные игры, цель которых, кроме задач общего физиологического влияния — восстановление равномерного полномерного дыхания с нефорсированным выдохом. Для лучшей работы основной дыхательной мышцы предлагаются занятия с размеренным бегом — самыми подходящими упражнениями для восстановления функции легких.
Ведущий описывает признаки осени, иллюстрируя свой рассказ ритмическими действиями, которые дети должны воспроизвести:
- «наступила осень и большие тучи ходят по небу» — движения рук по кругу;
- «идет мелкий дождь кап, кап» — встряхивание пальцев рук;
- «солнышко выходит все реже» — поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы;
- «облетает с деревьев листва» — поднимаются на носочки, вытягивают руки кверху, после медленно опускают их и приседают, потряхивая кистями, при этом на выдохе приговаривают: «Те-те-те-те», затем поднимаются и кружатся, словно упавшая листва;
- «птицы улетели в дальние страны» — медленный бег с переходом на медленную ходьбу и по команде взрослого остановка.
При этом, стоит помнить, что главное для детей — это не то, во что играть, а то, как играть. Самая действенная терапия — это любовь родителей. Нужно каждый день обнимать своего ребёнка, целовать и рассказывать о своей любви к нему, какой он хороший. Нужно любить своих детей, понимать их и расти с ними вместе.