Если отбросить мифическую составляющую древних легенд, то сквозь вязь красивых аллегорий выступает материальная и достаточно практическая основа, облеченная в сказочный туман. Неудивительно, что гельминты (паразиты в организме человека) обрели в мифологии облик чудовищных змей, с которыми вынуждены бороться герои. Змеи, погубившие Лаокоона и его сыновей, змеи, пробравшиеся в колыбель младенца Геракла — не что иное, как паразитарные черви. Об этом новая статья портала MedAboutMe.
Паразиты в организме и древние мифы
Паразиты в организме людей были известны человечеству с доисторических времен. В отличие от протозойных инфекций, вызываемых простейшими паразитами и обнаруживаемых только посредством микроскопа, гельминтозы заметны человеческому глазу. Некоторая часть исследователей уверена, что о паразитах в организме человека рассказывалось еще в мифах древности. Предположительно, гельминты изображались в виде мертвых змей, которые находили на теле младенцев или в люльке. Даже в мифах Греции завуалированно рассказывается о паразитических червях, полагают историки. Речь, к примеру, идет о легенде, в которой богиня Гера послала змей к колыбели маленького Геракла, а тот своей богатырской рукой задушил их. В противовес библейским сказаниям существует миф о том, как Адам пообещал отдать Сатане во власть род человеческий в обмен на младенца Каина, которого обвили змеи вокруг головы и тела. В научном аспекте эти легенды объясняются известными явлениями трансплацентарного заражения (внутриутробного, от матери к эмбриону) гельминтозом: встречались случаи инфицирования аскаридами новорожденных. Поэтому есть все основания полагать, что мифология древнего мира основывалась на вполне земных примерах заражениями паразитарными червями.
В мифологии ислама упоминаются некие племена под названием «маджудж» и «йаджудж», которые были истреблены Аллахом посредством червей: некие паразиты в организме закрыли людям возможность дышать и слышать, закупорив дыхательные и ушные отверстия. Скорее всего, речь шла об аскаридозе — для него характерно отхождение червей через нос и рот. Такое явление наблюдается при массовом скоплении аскарид, что может привести к гибели больного в результате асфиксии (удушения).
В древнегреческих мифах есть трагический персонаж — жрец Лаокоон. Согласно преданиям, именно он предостерегал жителей Трои не верить данайцам, приносящих дары. Бог Аполлон, разгневавшись на Лаокоона, послал к нему двух змей, которые и задушили троянского провидца. Возможно, и в этой истории есть след аскаридоза — в тяжелой форме он может приводить к летальному исходу, так что гибель от «змей» становится понятной.
Паразиты Древнего мира
Историки, изучавшие глиняные таблички ассирийцев, а также медицинские сочинения древних египтян, говорят о том, что мудрецам Древнего мира были известны паразиты во всем их многообразии: аскариды, ришта, острицы, цестоды, шистомомоз, анкилостомоз.
Такой паразит как ленточный гельминт встречается в древнеиндийских источниках, в текстах византийцев и арабов. В трудах Гиппократа и Авиценны можно найти подробное освещение гельминтов, их разновидностей и способов лечения. По словам Гиппократа, гельминт может заполнить кишечник по всей его длине, и тогда конец его будет выступать наружу. Греческий целитель отмечает, что полное исцеление возможно только, когда паразит уйдет из организма полностью. Если головка остается, по утверждению Гиппократа, то через какое-то время гельминт снова разрастется. По всей видимости, он писал о ленточных червях, цестодах. Кроме того, он описывал процесс отхождения остриц и аскарид.
О наличии паразитов в организме писал знаменитый Авиценна, указывая на такие характерные признаки гельминтов, как тошнота, слюнотечение, скрип зубами во сне (этот симптом позднее не нашел подтверждения), метеоризм после поедания пищи. В современных медицинских справочниках представлен практически аналогичный перечень признаков кишечных червей. Лечить аскарид Авиценна предлагал настойкой полыни с молоком, а для лечения остриц предлагал чистотел и девясил, которые следовало принимать,запивая сахарной водой. На современном этапе, разумеется, лечение базируется на препаратах химического происхождения, но древние средства, по заверениям медиков, также имели эффективность.
Древнеегипетские источники (в частности, папирус Эберса) говорит об умерщвлении червей следующее: применять косточки фиников вместе с растением дисарт, все это варится в сладком пиве, а затем употребляется и червь тотчас выходит наружу. Предположительно, это было средство для изгнания глистов.
Испанский врач Средневековья Арнольд де Вилланова в Салернском кодексе здоровья пишет, что мята изгоняет глистов из живота и желудка.
Профилактика трихинеллеза
Широко известен обычай отдельных народов не поедать свинину. Запрет основывается вроде бы на религиозных началах, но на самом деле это связано с санитарно-гигиеническими параметрами, и профилактика трихинеллеза здесь не на последнем месте. Даже сейчас, в наше время, известны эпизоды инфицирования трихинеллезом и смерти людей после поедания свинины. Поэтому пищевые запреты многовековых народов — это, прежде всего, профилактика паразитарных заболеваний. Так, во Второзаконии Моисея четко указано, что не следует употреблять мясо некоторых животных, жующих жвачку — тушканчика, зайца и верблюда. Даже запрещалось прикасаться к трупам указанных животных. Такие меры свидетельствуют о предупреждении паразитарных инфекций и эпидемий чумы посредством трансмиссивного и алиментарного механизмов.
В Библии же имеется прямой запрет на поедание свинины, поскольку она нечиста. Опять же, скорее всего, подразумевается профилактика трихинеллеза — эта инфекция до сих пор эндемична как раз для Ближнего Востока и стран Средиземноморья. Запрет на свинину появится позднее в Коране, священной книге ислама. Помимо запрета на мясо свиньи, в книге есть запрет на употребление мертвечины. В Древней Греции запрещалось приносить дар богам тем людям, которые контактировали со свиньями и ели свиное мясо.
В наше время все эти установки не утрачивают актуальности, особенно в отношении таких заболеваний, как чума, трихинеллез и сибирская язва.