Проблемы психологического развития ребёнка волнуют многих родителей, которым кажется, что поведение их малыша не соответствует нормам для данного возраста. В этом случае важно правильно определить, что для ребёнка является адекватным поведением, а что — нарушением, требующим коррекции.
Основные сложности у детей дошкольного возраста
Проблемы психологического развития ребёнка изучались многими психологами, что позволило выделить основные сферы, в которых могут возникнуть сложности.
Семейные взаимоотношения. 25% семей обращаются к специалистам по вопросу психологии семейных отношений. Типичными причинами данных проблем является повышенный уровень контроля, строгость со стороны родителей одновременно с эмоциональной дистанцией со стороны отца и высоким уровнем тревожности у матери.
Поведенческие проблемы. Представлены патологическими привычками, а также невротическими состояниями и нарушениями психомоторной сферы.
Эмоциональные проблемы. Появление таких страхов, как страх темноты, одиночества, частые истерики, повышенная обидчивость — признаки нарушений эмоционально-волевой сферы. Их причинами могут являться ранее пережитые травматические ситуации, а также нарушения в семейном воспитании.
Сложности с адаптацией. Проявляются как невротическая реакция на детский сад и связаны с отношением самих родителей ребёнка к детскому саду.
Социальные взаимоотношения с другими детьми. Происходят из семейного воспитания, особенно в тех случаях, когда один родитель или оба сразу предпочитают детские качества в ребёнке. Это стимулирует развитие инфантильности, а также формирование неадекватного поведения в обычной игре с другими детьми.
Как видно, абсолютное большинство проблем имеет семейные корни, то есть происходят из особенностей воспитания в семье. Поэтому основная работа по коррекции психологических проблем дошкольника должна проводиться путем пересмотра воспитательной позиции родителей.
Проблема психологического развития ребёнка может быть решена выработкой четкой позиции по его воспитанию. Основное, что необходимо сделать обоим родителям — это всегда придерживаться принятой стратегии воспитания. Недопустимы ситуации, в которых один из родителей что-то запрещает ребёнку, а другой, напротив, — разрешает.
Эмоциональное отношение к ребёнку — другой важный фактор и здесь не стоит впадать в крайности. Большая эмоциональная дистанция (характерная обычно для отцов) вредна точно так же, как и излишняя концентрация на ребёнке (у матерей). Рекомендуется проявлять к ребёнку разумное внимание и позволять ему реализовать проявления собственной личности.
В сердцах отшлепав или отругав свое чадо, совестливые родители всякий раз дают себе клятвенное обещание никогда больше не превышать "пределов своих полномочий", справедливо беспокоясь о психологическом здоровье ребенка.
Каждый ребёнок обладает набором личностных качеств, которые составляют его характер. Какие условия нужно создать в дошкольном возрасте, чтобы вырастить эмоционально здоровых детей?
Слово «психиатр» окружено мифами, предрассудками и страхами. Тем более, если речь идет о визите к психиатру со своим любимым ребенком. У него может быть насморк, гастрит, пневмония, на худой конец, но только не какое-то психическое заболевание. Между тем, задача врача-психиатра - помочь, а не навесить ярлык психического неблагополучия. Подробности — в статье детского психиатра, к.м.н., специалиста психотерапевтического центра «Гранат» Любови Бородиной.
V съезд РПО: симпозиум теории личности: духовно-нравственная направленность, становление идентичности, развитие личности / Воловикова М.И., Харламенкова Н.Е. // Психологический журнал – 2012 – Т. 33 №5