Развитие ребенка
Развитие моторики рук ребенка дошкольного возраста
4.4

Развитие моторики рук ребенка дошкольного возраста


Автор
Ася Куприянова


Развитие моторики рук ребенка дошкольного возраста формирует координацию, способствует быстрому овладению речи и обогащает малыша всесторонне. Многие педагоги и психологи уверены, что интеллектуальное развитие ребенка имеет прямую взаимосвязь с развитием тонкой моторики. Именно поэтому с малышами нужно заниматься всевозможными пальчиковыми играми и упражнениями на совершенствование ловкости рук.

Важность развития моторики в дошкольном возрасте

Двигательная активность ребенка оказывает огромное влияние на интенсивность развития речевых навыков. Особенно тесно речевые навыки связаны с уровнем развития мелкой моторики, т.к. кинетические импульсы, идущие от пальцев, способствуют совершенствованию мыслительных процессов, которые отвечают за формирование звукопроизношения и память.

Развитие моторики рук ребенка дошкольного возраста является одним из факторов, указывающих на планомерность созревания его психики. Если уровень ловкости пальцев соответствует возрастным нормам ребенка, значит, его речевое и интеллектуальное развитие также находится в пределах нормы. Если же мелкая моторика развивается у ребенка с опозданием, скорее всего, задержка будет наблюдаться и в формировании речи, и в процессе созревания психики.

Игры и упражнения, направленные на совершенствование моторики, необходимы ребенку уже в первые месяцы жизни. Однако их важность наиболее сильно проявляется в возрастном периоде от 4 до 6 лет, когда у ребенка формируются все мыслительные процессы.

Полезные игры и упражнения на развитие ловкости рук и пальцев

  • Рисование.

Развитие моторики рук ребенка дошкольного возраста активизируется во время рисования. Пытаясь правильно держать кисточку или карандаш, малыш совершенствует тонкую активность своих пальцев, развивая их ловкость. По мере совершенствования художественных способностей ребенка учите его не только рисовать и разукрашивать, но и прорисовывать контур предметов, чертить прямые и волнистые линии. Кроме того, в младшем дошкольном возрасте полезно рисовать пальчиковыми красками.

  • Нанизывание бусин, шнуровка.

Рукоделие также оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики ребенка. Уже с 3-4 лет малыша можно учить нанизывать бусины на нитку и продевать шнурок через отверстие. Если ребенок легко справляется с этими заданиями, учите его плести браслеты из нитей, связывать узлы из пряжи и т.д. Помимо своей основной цели такие упражнения помогут малышу быстрее научиться завязывать шнурки.

  • Лепка из пластилина и глины.

Совершенствование моторики рук тесно связано с развитием тактильных ощущений. Простая игра с пластилином и глиной помогает малышу развить гибкость пальцев и чувствительность рецепторов. Если ребенку уже не интересно лепить фигурки, предложите ему разрисовать свои поделки.

Кроме того, хорошее влияние на развитие моторики рук оказывает пальчиковая гимнастика и игра в кукольный театр.