Американские ученые из Университета Вашингтона и Гарвардского университета считают, что явление метеозависимости можно объяснить активностью людей, а не влиянием погоды на организм.
Исследователи изучали поведение пользователей интернета из 45 самых крупных городов США при помощи Google Trends – этот ресурс позволяет отслеживать поисковые запросы граждан. А известно, что современный человек, сталкиваясь с неблагоприятными симптомами в своем организме, в первую очередь лезет в интернет. В данном случае ученых интересовали запросы, связанные с болями в коленях и бедрах.
Они также собрали ежедневные метеосводки за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года по температуре (от -5°С до +30°С), осадкам, относительной влажности и давлению, то есть по всем тем факторы, которые традиционно связывают с метеозависимостью. Считается, что колебания этих показателей могут вызывать боль в мышцах и суставах.
В качестве контроля ученые взяли поиск статей по болям в желудке. Интерес к ним резко возрастал при экстремально низких и экстремально высоких температурах и снижался при умеренных показателях градусника.
Оказалось, что статистически значимые ассоциации между болью в суставах и погодой имеются только для температуры и осадков. Причем интерес к статьям об артрите никак с изменениями погоды не коррелировал. Более того, люди начинали активнее искать информацию о болях в коленях и бедрах по мере повышения температуры. Слишком высокие показатели и дождливые дни снижали интерес к этим темам. Исследователи считают, что дело в изменении уровня физической активности. И это и есть основная причина, связывающая боль в мышцах и суставах и погоду.
«Нам не удалось найти причину связи между болью и температурой окружающей среды. Скорее всего, люди просто более активны в хорошую погоду, поэтому в такие дни возрастает риск получения травм и чрезмерных нагрузок на колени и бедра, которые выражаются в боли», – объясняет Скотт Телфер (Scott Telfer), эксперт в области ортопедии и спортивной медицины из Университета Вашингтона.
Исследователи планируют продолжить свои изыскания при помощи Google Trends.