Наступают праздники, а вместе с ними и приятные эмоции, которые может принести только это время года. И эксперты утверждают, что то, как Новый год и Рождество влияют на самочувствие — больше, чем просто совпадение.
Исследователи из Университета Копенгагена заявили, что «сеть духа Рождества» в человеческом мозге активируется, когда участники просматривают изображения на рождественскую тематику.
В исследовании приняли участие 26 участников, разделенных на «рождественские» и «нерождественские» группы. Учёные обнаружили, что сенсомоторная кора головного мозга, которая контролирует телесные ощущения, активируется у тех, кто имеет положительные ассоциации с зимними праздниками. Если у человека остались приятные воспоминания о детстве, связанном с семейными традициями, и для него это было радостное время года, то, скорее всего, что в более позднем возрасте это время года вернет эти воспоминания и чувства.
Это называют позитивным подкреплением. «У человека может быть положительный опыт, например, детские воспоминания, наполненные радостью, подарками, совместной выпечкой печенья… и тогда мысль новогодних праздниках может немедленно вызвать чувство счастья, радости и т. д.», пишут учёные. Этот опыт определяется как классическое обусловливание — процесс, в котором поведение усваивается, когда нейтральный стимул, например Новый год, связан с положительным воспоминанием.
Русский физиолог Павлов впервые открыл классическую обусловленность в конце 1890-х годов, когда обнаружил, что если звонить в колокольчик каждый раз, когда он кормит собаку, у собаки начнёт выделяться слюна, когда она услышит звонок, даже без еды. Чувство эйфории во время новогодних праздников действует таким же образом, считают эксперты.