Ученые из Katholieke Universiteit Leuven пришли к выводу, что области головного мозга, формирующие нейронную сеть для чтения, в основном развиваются в первые два года начальной школы, после чего их рост и развитие стабилизируются.
В исследовании участвовали 75 детей из Фландрии, за которыми велось наблюдение на протяжении нескольких лет. Каждый год они проходили несколько тестов на чтение и речь. Ученые обследовали их при помощи МРТ трижды: в конце детского сада (во Фландрии детский сад с 2,5 до 6 лет), после 2-го года начальной школы и в середине 5-го класса.
Оказалось, что во время обучения чтению левая височная и височно-теменная области, входящие в нейронную сеть чтения, увеличивались на ранних стадиях обучения и стабилизировались на стадии продвинутого чтения (конец 2-го класса). То есть, естественное окно пластичности мозга в отношении чтения находится в пределах первых 2-х классов начальной школы.
Этот вывод подтверждается результатами обследования детей, у которых была диагностирована дислексия. У них мозг немного отличается от мозга детей без дислексии еще до того, как они начинают учиться читать. Объём мозга в области нейронной сети чтения у дислексиков меньше. У них также меньше связей между этой областью мозга и передними его областями.
За пределами указанного окна пластичности каких-либо структурных различий между детьми с дислексией и без нее не наблюдается.
При этом у детей с дислексией на ранних стадиях и на продвинутой стадии обучения чтению выявляются отличия в развитии мозга с правой стороны, за пределами нейронной сети, ответственной за чтение. Возможно, что это проявление компенсаторных механизмов мозга, связанных с исходными проблемами со чтением.